• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Константин Дмитриевич Головщиков Благотворительность в Ярославле XVIII века

Благотворительность в Ярославле XVIII века

Смутное времяСовет Всей Земли

При развитии в Ярославле промышленности значительно увеличилось в нем и число капиталистов, а с ними развилась — что в духе русского торгового люда — и благотворительность.  В переписных книгах Ярославля 1717 года, сохраняющихся в архиве губернского правления, есть следующие указания на существовавшие в то время в нашем городе богадельни. Ярославль в административном отношении делился тогда, как мы видели уже, на сотни:

  1. Городскую,
  2. Никольскую,
  3. Сретенскую,
  4. Спасскую,
  5. Дмитриевскую,
  6. Духовскую,
  7. Толчковскую.

В Городской сотне, где расположены были собор и приходские церкви Толгской Божией Матери, Иоанна Златоуста, Тихона Чудотворца, Николая Чудотворца и при Архиерейском доме Леонтьевская, богаделен не было; равно как не было также их и в Спасской сотне, где находились Спасо-Преображенский монастырь и церкви Богоявления, Николы Мокрого и Пятницы на Всполье.

В Никольской сотне, заключавшей в себе восточную, ближайшую к Волге половину городской площади от Медведицы до прежнего городского вала, где были церкви Николы Вельского, Бориса и Глеба, Космы и Дамиана, Пророка Илии, Николы Надеина, Рождества Христова, Варвары Великомученицы, насчитывалось три богадельни:


1) Государева, или Игнатовская, у церкви Николы Вельского, деревянная; в ней жило 13 мужчин, в числе коих значатся «дворянского чину Бартенев, 20 лет, слеп» и дворянин Котлунин, 80 лет, «ногами скорбный»; в Никольской сотне (она же называлась Гостиной)
2) каменная богадельня Алексея Абрамовича Зубченинова, у гостиного двора, а гостиный двор, назначавшийся «для приезду со всякими товарами купецких людей», на котором была и «таможенная изба», находился между церквами Бориса и Глеба и Николы Вельского. Здесь жило мужчин 29 и женщин 47;
3) каменная богадельня Саввы Романова в приходе Рождества Христова, в которой мужеского пола было 19 человек и женского 25.

В Сретенской сотне, где были монастыри Афанасьевский и Казанский и приходские церкви — Воскресенская, Спаса Нерукотворенного, Спаса на Городу, Леонтьевская, Михаила Архангела, Сретения и Всех Святых, — тоже имелось три богадельни:

4) каменная, «построение гостя Семена Остафъева Лузина», в которой помещалось 24 лица мужеского и 48 лиц женского пола;

5) каменная богадельня в ограде Леонтьевской церкви; здесь жило 9 мужчин и 16 женщин;

6) деревянная богадельня в Ильинском приходе, «построение ярославца посацкого человека Алексея Романова Полозова», с 2 мужчинами и 13 женщинами.

В Дмитриевской сотне, где были церкви Димитрия Солунского, Рождества Богородицы, Петра Митрополита, Иоанна Богослова, Никиты Мученика, Владимирской Божией Матери «на убогом доме» и Вознесения, было три богадельни:

7) каменная, «построение священнопротопопа Иоанна»; жило здесь мужчин 6 и женщин 36;

8) деревянная «ярославца посацкого человека Ивана Силантьева»; здесь жило 7 мужчин и 21 женщина;

9) деревянная в ограде церкви Иоанна Богослова, с 8 женщинами.

В Духовской сотне, где были церкви Св. Духа, Власия, Воздвижения, Петра и Павла, Благовещения, Пятницы в Калашной слободе и Симеона Столпника, была одна

10) богадельня деревянная в приходе Власия «у посацкого человека Тимофея Безбородова и сестры его вдовы Огрофены Семеновы дочери»; жило здесь 10 мужчин и 25 женщин.

В Толчковской сотне, где находились церкви Иоанна Предтечи, Николы в Меленках, Николы на Пенье, Николы в Тропине; Иоанна Златоуста в Коровниках и Троицы в Тверицах, было две богадельни:

11) в приходе Иоанна Предтечи деревянная, где жило 12 мужчин и 29 женщин,

12) каменная «новопостроенная после переписи 714 года» в Николо-Пенском приходе; здесь жило 16 мужчин и 39 женщин. К 1743 году число богаделен в Ярославле возросло до 16, и в то время носили они названия по близ лежащим церквам: Флоровская, Леонтьевская, Христорождественская, Варваринская, Дмитриевская, Власьевская, Богословская, Вознесенская, Петропавловская, Воздвиженская, Благовещенская, Коровницкая, Предтеченская и Николо-Пенская; остальные две богадельни именовались по фамилиям их основателей — Алексеевская и Лузиновская. Нищих, как названы современными документами помещенные в богадельнях, жило тогда: мужеского пола 106 и женского 419, итого 525, которые по сословиям распределялись так:

  • солдат — 22 мужчины, 59 женщин,
  • дворян — 2 мужчины, 2 женщины,
  • церковных причетников — 5 мужчин, 14 женщин,
  • посадских — 5 мужчин, 164 женщины,
  • дворовых — 7 женщин,
  • крестьян — 27 мужчин, 173женщины.