• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь во всей красе,

Промеж двух рек, промеж быстрых,

Промеж Волги-реки, промеж Которосли.

С луговой было со сторонушки

Протекала тут Волга-матушка.

С нагорной да со сторонушки

Протекала тут река Которосль.

(слова из песни)

Ярославль,

Богатырь светлолицый,

Прошумели века над тобой,

Брат и спутник державной столицы,

С нею связан одною судьбой.

Город труженик в мирные годы,

Город ратник в военные дни,

Ты под стать работяге-народу

И характером Волги сродни.

Города есть красивей, быть может,

Я не хаю чужое жилье, -

Ярославль для меня всех дороже:

Здесь прописано сердце мое!

И. Смирнов.

 

 

Улицы Ярославля

Ансамбль церквей  в Коровниках Церкви и храмы Ярославля Церковь Спаса на Городу в Ярославле Церковь Николы Надеина в Ярославле

Система улиц Ярославля формировалась на протяжении веков.

Сколько всего улиц в Ярославле? На данном сайте описаны 593 улицы, история их возникновения, история смены названий, причина, почему они носят то или иное название. Возможно, здесь отсутствуют улицы, которые появились на карте Ярославля буквально в последние годы.

Содержание

1. Списки улиц Ярославля

2. История формирования системы улиц города

3. Фотографии

Списки улиц Ярославля

Список улиц Ярославля по алфавиту

Перейдя по этой ссылке, можно в поле «Фильтр по заголовкам» ввести название нужной улицы, или часть названия, и получите все улицы, в название которых входит набранное сочетание букв.

Списки улиц Ярославля по районам

Список улиц Фрунзенского района Ярославля

Список улиц Красноперекопского района Ярославля

Список улиц Кировского района Ярославля

Список улиц Дзержинского района Ярославля

Список улиц Заволжского района Ярославля

Список улиц Ленинского района Ярославля

Списки улиц Ярославля по микрорайонам

Описание каждого микрорайона Ярославля завершается списком его улиц.

Брагино

Бутырки

Волгострой

Всполье

Дядьково

Забелицы

Кармановский поселок

Красноборский поселок

Кресты

Липовая гора

Ляпинка

Нефтестрой

Новосёлки

Норское

Парижская Коммуна

Починки

Пятерка

Резинотехника

Сокол

Суздалка

Тверицы

Тугова Гора

Филино

Чертова Лапа

Яковлевское

 

 

История формирования системы улиц Ярославля

Улицы Ярославля. ..

Они были уже в нашем древнем городе.  Сколько их было? Как они назывались? Что нам о них известно?

Откуда можно о них узнать?

О самых древних улицах можно узнать по легендам и летописным известиям; позднее на помощь приходят переписные книги города, старинные гравюры с видом Ярославля, в XVIII веке появляются первые планы и карты города и пространные пояснения к ним. И лишь с XIX века можно уже пользоваться целым комплексом разнообразных документов, делающим наши знания об улицах Ярославля того времени максимально достоверными.

Планировка средневекового Ярославля складывалась стихийно, по мере расширения его городской черты и представляла в XIV-XVI веках разбегавшиеся в разные стороны от кремля основные дуги-выезды из города и небольшие причудливо извивавшиеся между ними проезды в виде полуколец. Экономический и культурный расцвет города в XVII-середине XVIII вв. лишь ускорил этот процесс, не изменив его сути.

К этому времени относятся и первые упоминания в документах названий улиц Ярославля. Средневековые топонимы отражали рельеф и ландшафт местности (Нетеча, Кукушкина гора), направления (Угличская, Московская), промыслы (Железная, Срубная), историю (Пробойная, Стрелецкая), принадлежность бывших слобод к монастырям (Спасская, Петропавловская), а также ориентировали на храмы, монастыри (Духовская, Казанская) и посадские дворы (Калинина, Журавлева). Названия возникали стихийно, создавались самими жителями города.

Застройка средневекового Ярославля органично вписывалась в рельеф местности, поэтому улицы были кривыми, узкими. Только центральные улицы Ярославля имели деревянные мостовые.

В декабре 1777 года Ярославль стал центром губернии. В следующем году указом Екатерины Великой его центральная часть получила регулярную планировку. Согласно регулярному плану Ярославля 1778 года  в нем была сохранена стихийно сложившаяся радиально-кольцевая система улиц, но они были спрямлены, часть средневековых улиц  Ярославля попала внутрь кварталов новой застройки, а на пересечении главных улиц города были образованы площади.

Ильинская площадь вокруг храма Ильи Пророка и широкая Плацпарадная площадь составили архитектурное ядро Ярославля.

На свободных, еще не застроенных территориях западнее посада прокладывались новые улицы.

Отныне большинство улиц центра Ярославля называлось по церковным зданиям, находившимся на этих улицах (Рождественская, Никольская, Ильинская и др.) и по направлениям (Московская, Вологодская).

Ряд улиц был назван по уездным центрам Ярославской губернии, но улицы не всегда соответствовали направлениям к этим городам (Даниловская, Борисоглебская и др.).

Особняком стояло имя улицы Дворянская. Это яркий пример идеологического названия, или названия-символа, в данном случае в честь господствующего сословия страны, именно в конце XVIII века добившегося максимума своих привилегий.

В конце XIX века появилась улица Екатерининская (бывшая Ростовская), нареченная в честь столетия пребывания в Ярославле  императрицы Екатерины II, а также некрасовский бульвар в память о великом российсом поэте Н.А. Некрасове.

Административный подход к названиям улиц Ярославля привел к снижению их информативности. Попавший практически в любой провинциальный город XIX столетия путник оказывался среди однотипных наименований – всевозможных  Казанских, Воздвиженских, Спасских и других идеологически выдержанных топонимов.

На окраинах города оригинальных наименований было больше  (по владельцам домов на улицах – Антипина, Мамонтова; по особенностям рельефа или внешнего вида улицы – Подгорная, Широкая; по старинным слободам, включенным в черту города и т.д.).

Но и в центре наряду с новыми, навязанными свыше, сохранялись и старые названия улиц Ярославля. Так, улица Вологодская продолжала называться Большой Линией и Стрелецкой, Семеновскую величали Срубной да Нетечей, название Ильинская мирно сосуществовало со средневековым именем Пробойная.

Революционные потрясения и приход к власти большевиков привели к кардинальным изменениям в топонимическом облике исторического центра Ярославля. 18 центральных улиц и площадей Ярославля уже в 1918 году сменили свои названия на революционные: так появились Советская улица и Советская площадь вместо Ильинских, улица Свободы вместо Власьевской, Республиканская вместо Духовской.

В дальнейшем переименования улиц носили групповой характер, появились Рабочие, Матросские, Советские, Красные, Первомайские улицы.

Жесткая привязка внутригородских названий к политическому курсу страны привели к тому, что названия улиц советских городов (и Ярославль не был исключением) , как в известном анекдоте, «колебались вместе с генеральной линией партии»,

С 1930-х годов появилась мода называть улицы в честь знаменитых в Стране Советов людей: героев революции, государственных и партийных деятелей, покорителей Арктики, летчиков.

Территория города росла, включая все окрестные населенные пункты. Многие из них имели свою систему названий, повторявших названия улиц Ярославля. Поэтому в 1950-х годах пришлось менять назвавания многочисленных, разбросанных по всему городу улиц Ярославля (Советские, Свободы, Кирова, Чкалова, Новые, Школьные и другие типовые советские названия).

Наибольшее число переименований обрушилось наш город в 1957 голу: более 200 улиц, переулков, проездов и т.д. получили в этот год новые названия.

Начиная со второй половины 40-х годов многие улицы стали называть в честь Героев Советского Союза – участников Великой Отечественной войны. Особенно массовый характер этот процесс носил в 1965  году, когда в ознаменование 20-летия Победы над фашистской Германией большинству из 32 названных в этот год улиц Ярославля были даны имена в честь героев Великой Отечественной войны.  И в последующем в годы юбилеев Победы Ярославль получал по несколько подобных названий улиц.

Со второй половины 1960-х годов  для поднятия престижа города возникла идея преобразования крупнейших улиц города  в каждом районе Ярославля в проспекты. В честь 50-летия  Октябрьской революции в 1967 году у4л Гражданская была переименована в проспект Октября, в это же время ул. Московская становится Московским проспектом, Ленинградское шоссе – Ленинградским проспектом, проспектом была названа и ул. Толбухина. «Проспектизация» города  продолжилась и 1979-е годы – главная улица Дзержинского района стала называться проспектом Дзержинского, Фрунзенского – проспектом Фрунзе, Заволжского – проспектом Авиаторов.

Всего же за время с 1918 по 1990 годы в Ярославле состоялось более 800 наименований улиц, переулков и площадей; причем некоторые из объектов меняли сое имя по 3-4 раза.

С 1996 года в Ярославле действует межведомственная комиссия по  наименованию улиц, дающая рекомендации мэру о присвоении того или иного названия объекту. В ее составе наряду с работниками мэрии – историки, филологи, географы, краеведы.

По-прежнему возникают в Ярославле новые улицы.  В этом случае члены комиссии иногда на продолжительное время погружаются в научные поиски. Поднимается архивный материал, с помощью которого устанавливается прошлое данной территории. Члены комиссии составляют на месте представление об этой улице, ее внешних особенностях, беседуют с местными жителями для выявления уже бытующих здесь наименований территории, стараются учесть также при образовании нового названия пожелания граждан.  И лишь после этого оформляется окончательные рекомендации комиссии мэру.

Комиссия стремится исправить в лучшую сторону ситуацию с наименованиями улиц Ярославля, чтобы они не вызывали насмешек у жителей города и его гостей, чтобы будущим поколениям не было стыдно назвать или написать свой адрес, чтобы топонимы Ярославля гармонично дополняли его исторический, культурный и архитектурный облик.

В статьях об улицах Ярославля использованы материалы книги "Ярославль: историко-топонимический справочник" под редакцией А.Ю. Данилова и Н.С. Землянской.

 

Улицы Ярославля Фото

Улица Кирова

 

Улица Кирова

 

Улица Кирова

Улица Кирова ранним летним утром

 

Депутатский переулок

Депутатский переулок

 

Улица Андропова

 

Улица Андропова

Улица Андропова

 

Улица Революционная

Улица Революционная

 

Улица Салтыкова-Щедрина

Улица Салтыкова-Щедрина

 

Улица Верхняя

Улица Верхняя

 

Улица Подгорная

Улица Подгорная

 

Толчковский 2-й переулок

Церковь Богоявления в Ярославле

Толчковский 2-й переулок Красноперекопский район. Время воз­никновения 2-го Толчковского пер. не установлено.

Свое название он получил по расположению рядом с 1-м Толчковским переулком. Это имя последнему было дано в июне 1927 г. по предложению Естественно-исторического общества Ярославля в связи с расположением на месте бывшей Толчковской слободы

 

Торговый переулок

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Торговый переулок Кировский район Ярославля. Название впервые упоми­нается в 1923 году и связано с расположением переулка рядом с бывшим Гостиным двором (ныне в нем так же, как и ранее, располагается торго­вый комплекс), который с XIX веке являлся крупнейшим торговым центром города. Переулок возник при строительстве зданий Гостиного двора в 1814-1818 гг. на месте срытого земляного вала. До революции одновре­менно использовалось название Малая Линия (по расположению пере­улка рядом с Большой Линией - современной Комсомольской улицей). Торго­вый переулок - самая короткая улица Ярославля.

 

Тормозная 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я улицы

Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе

Тормозная 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я улицы Фрунзен­ский район (Липовая Гора). 1-я и 2-я Тормозные ул. появились в 1930-е годы;

3-я Тормозная ул. возникла в 1940-е гг.; остальные - в 1960-е гг. Названия этих улиц Ярославля связаны с расположением улиц в бывшем поселке тормозного завода (с 1952 г. - ярославский радиозавод), на котором, в числе прочего, изготовля­лись и тормоза для первых составов московского метрополитена.

 

 

Тверицкая слобода

Улицы Ярославля

Тверицкая слобода. Возникла на левом берегу Волги, у древнего перевоза через реку и дороги на Вологду, Белоозеро, и дальше, на север; здесь же неподалеку в древности начиналась дорога в Кострому. По преданию, названа слобода так, потому что здесь были поселены тверичи, взятые в полон ярославцами (князь Василий Васильевич осенью 1375 г. участвовал в походе Дмитрия Донского на тверского князя Михаила). Хотя, с другой стороны, есть сведения о том, что в 1615-1616 гг. из Твери в Ярославль «сошло» около 60 семей, возникновение поселения все-таки следует отнести к временам удельного княжества (см. Худякова слобода).

Слобода значилась ловецкой, входила в Толчковскую сотню. При этом еще в первой половине XVII в. в ней, в отличие от остальных ярославских предместий, более трети дворов значатся пашенными. Окончательно была приписана к Ярославлю в 1684 г. Развитие слободы и окрестностей началось только после строительства железной дороги и еще более ускорилось после возведения волжского моста в 1913 г.

Храмы Троицкого в Тверицах прихода не сохранились, как и два старообрядческих, устроенных после Манифеста 1905 г. (единоверческий и белокриницкого толка; известно, что в развитии района старообрядцы сыграли заметную роль, ими выстроена так называемая Гагаринская слободка).

 

20160901

Ярославль зимой фото

И возьмите, казалось бы, менее культурные страны – Армению, Азербайджан, Грузию. Туристы из этих стран очень интеллектуальны и проявляют громадный интерес к истории Ярославли и его архитектуре.

Сколько раз бывало я подробно рассказывала таким туристам об особенностях древнерусской архитектуры вообще и ярославской школы зодчества в частности. Сколько раз такой разговор выходил далеко за рамки обычной экскурсии. А всё потому, что чувствовала огромный интерес.

 

Фото старых русских городов

Достопримечательности Ярославля

Монастыри Ярославля

Толгский монастырь фото

Толгский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь фото

Спасо-Преображенский монастырь

Борисоглебский монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь

Церкви Ярославля

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Фото

Церковь Ильи Пророка Ярославль

Церковь Богоявления фото

Церковь Богоявления в Ярославле

Успенский собор в Ярославле фото

Успенский собор в Ярославле

Великий Новгород

Достопримечательности Великого Новгорода

Новгородский Кремль (Детинец)

Великий Новгород фото

 

20160904

Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе

Ты видишь таких людей и думаешь с жалостью: «Болезные! Как же засрали ваши мозги, что у вас теперь такие глаза! И как вы, бедные, с этим живете?».

Я довольно долго работала экскурсоводом, чаще всего водила группы туристов с теплоходов. Поскольку свободно я не говорила ни на одном иностранном языке, то мне чаще всего доставались русскоязычные группы. Но я видела, как инструктировали экскурсоводов для западноевропейских групп. Да и меня иногда, если некого было привлечь, тогда я вела экскурсию с переводчиком.

 

Фото старых русских городов

Достопримечательности Ярославля

Монастыри Ярославля

Толгский монастырь фото

Толгский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь фото

Спасо-Преображенский монастырь

Борисоглебский монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь

Церкви Ярославля

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Фото

Церковь Ильи Пророка Ярославль

Церковь Богоявления фото

Церковь Богоявления в Ярославле

Успенский собор в Ярославле фото

Успенский собор в Ярославле

Великий Новгород

Достопримечательности Великого Новгорода

Новгородский Кремль

Великий Новгород фото

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде

 

20160830

Ярославль осенью фото

Если бы не уважение, которое было всегда к Западной Европе в Советском Союзе и в первые годы существования в России тоже, я бы назвала западноевропейцев тупарями. А так мы в основном говорили, что они просто «особенные».

Когда у нас проходят какие-то мероприятия, типа Олимпиады, или чемпионата мира, мы стараемся организовать всё как можно лучше, приветливо встретить гостей с Запада, чтобы им в нашей стране было хорошо и комфортно. Вот они увидят это и изменят своё мнение. Да не старайтесь! Кто хочет видеть хорошее, тот увидит и так. А остальные будут видеть то, что хотят видеть.

 

Фото старых русских городов

Достопримечательности Ярославля

Монастыри Ярославля

Толгский монастырь фото

Толгский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь фото

Спасо-Преображенский монастырь

Борисоглебский монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь

Церкви Ярославля

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Фото

Церковь Ильи Пророка Ярославль

Церковь Богоявления фото

Церковь Богоявления в Ярославле

Успенский собор в Ярославле фото

Успенский собор в Ярославле

Великий Новгород

Достопримечательности Великого Новгорода

Новгородский Кремль (Детинец)

Великий Новгород фото

 

20160902

Церковь Рождества Христова в Ярославле

Я всегда удивлялась, ведь западноевропейцы считаются культурными людьми. А мне говорили, что они настолько считают себя выше других, что не интересуются второсортными и третьесортными странами, их историей и достопримечательностями. А чего тогда припёрлись к нам? Я задавала встречный вопрос, считается ли такая позиция проявлением глубокого и острого ума или тупой ограниченности?

В разное время на такой вопрос отвечали по-разному.

Фото старых русских городов

Достопримечательности Ярославля

Монастыри Ярославля

Толгский монастырь фото

Толгский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь фото

Спасо-Преображенский монастырь

Борисоглебский монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь

Церкви Ярославля

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Фото

Церковь Ильи Пророка Ярославль

Церковь Богоявления фото

Церковь Богоявления в Ярославле

Успенский собор в Ярославле фото

Успенский собор в Ярославле

Великий Новгород

Достопримечательности Великого Новгорода

Новгородский Кремль (Детинец)

Великий Новгород фото

 

20160903

Достопримечательности Ярославля

Что нам говорили? А говорили так: им ничего не интересно, они ничего не знают и не хотят знать. Поэтому для них попроще, на самом элементарном уровне. У меня несколько вариантов экскурсии. Для тех, кто только начал путешествовать и им всё интересно. Для тех, кто уже перед Ярославлем осмотрел много других городов и устал от информации и впечатлений. Для старших школьников, для младших школьников.

Мне предлагалось организатором для западноевропейцев взять вариант для младших школьников. На большее их мозги не способны.

 

Фото старых русских городов

Достопримечательности Ярославля

Монастыри Ярославля

Толгский монастырь фото

Толгский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь фото

Спасо-Преображенский монастырь

Борисоглебский монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь

Церкви Ярославля

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Фото

Церковь Ильи Пророка Ярославль

Церковь Богоявления фото

Церковь Богоявления в Ярославле

Успенский собор в Ярославле фото

Успенский собор в Ярославле

Великий Новгород

Достопримечательности Великого Новгорода

Новгородский Кремль (Детинец)

Великий Новгород фото

 

20170326

Успенский собор в Ярославле

Опять же у Акунина вот такая интересная информация, о которой я не слышала раньше:

Георгий Вернадский даже предложил «лесо-степную» периодизацию российской истории: первый этап – попытки объединения Леса и Степи (до 972 г.); второй этап – борьба Леса, то есть оседлых славян, со Степью, кочевниками (972–1238 гг.); третий этап – победа Степи над Лесом (монгольское владычество); четвертый этап – реванш Леса (Московское царство); наконец, пятый этап – объединение Леса со Степью (1696–1917). (От названия следующего этапа историк уклоняется, и правильно делает: от лесов и степей за последние сто лет мало что осталось).

Фотографии

Картинки

Владимир Красное Солнышко. Портрет из «Царского титулярника» XVII века.

Картинки

На этой картинке Игорь Рюрикович. Сын Рюрика. Князю Владимиру он доводится дедом.

Монастыри России

Псковско-Печерский монастырь

Псковско-Печерский монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь

Монастыри Ярославля

Толгский монастырь фото

Толгский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь фото

Спасо-Преображенский монастырь

Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле

Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле

 

20170327

князь Ярослав Мудрый

Отец истории и географии Геродот в своих трудах совершенно правильно выделил главную отличительную черту Великой Равнины:

«В Скифии нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих: они велики и многочисленны».

По мнению Акунина, реки сыграли большую роль в формировании Русского государства.

На этих реках, как на каркасе, и возникла страна русославян, которая со временем превратилась в государство.

В бескрайней чаще не существовало никаких дорог – только тропы, по которым могли передвигаться небольшие группы пеших или верховых, но для колесного транспорта или перемещения целого племени густой Лес совершенно не годился. Единственным способом миграции и торговли было плавание по рекам, действительно многочисленным и разветвленным. С того момента, когда славяне попадают на восточноевропейскую равнину, они становятся речным народом – еще в большей степени, чем лесным, потому что, как мы увидим, не все русославянские колена обитали в лесах, но все без исключения жили вдоль рек. Эти естественные транспортные артерии активнее всего работали в сезон половодья, когда даже по самым маленьким речкам можно было беспрепятственно плавать на лодках. Летом доступными для движения оставались только крупные реки (их, впрочем, тоже хватало). Зато зимой по руслам было удобно передвигаться на санях.

Картинки

Здание выше построил сын князя Владимира и правнук Игоря Рюриковича. Это мы находимся в Киеве, который был столицей Руси в период правления вышеназванных персонажей. И видим Золотые ворота – одну из интереснейших достопримечательностей Киева. А построил их Ярослав Мудрый.

Картинки

Московский Кремль, Соборная площадь. Здесь мы видим соборы Московского Кремля. Ближе к нам – Успенский собор, далее Архангельский собор и Благовещенский собор.

Крутицкое подворье фото

Достопримечательности Москвы Крутицкое подворье

Псковский кремль

Достопримечательности Пскова Псковский кремль

Церкви Ярославля

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Фото

Церковь Ильи Пророка Ярославль

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле Фото

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Ансамбль церквей в Коровниках

Ансамбль церквей в Коровниках


 

20170328

Фото старого Ярославля

И вот ещё у Акунина:

Европейская часть России разделена на четыре водных бассейна: западнодвинский и озерно-речной ильменский обращены к Балтийскому морю, днепровский и волжский – на юго-восток. Пришедшие с запада славяне с самого начала, двигаясь по этим ветвям, расселялись четырьмя «нитями», занимая берега основных рек и их притоков. Главным из транспортных путей являлся Днепр, поскольку по нему можно было добраться до Византии, центра тогдашнего мира. Поэтому неудивительно, что ведущее положение среди русославян заняло племя, «сидевшее» на Днепре.

Пишет Акунин нестандартно. Я всегда чувствую смутное волнение, когда читаю его.

Картинки

Александровский сад – один из парков Москвы. Грот Руины.

Картинки

Тверь. Путевой дворец – главная достопримечательность Твери.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Фото

Достопримечательности Ярославля

Церкви Ярославля Церковь Ильи Пророка в Ярославле Земляной город

Успенский собор в Ярославле Фото

Успенский собор в Ярославле Рубленый город

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле Фото

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле Монастыри Ярославля

Ансамбль церквей в Коровниках

Ансамбль церквей в Коровниках

Новгородский кремль Фото

Достопримечательности Великого Новгорода

Детинец

Часозвоня

 

Славяне

Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе Церковь Ильи Пророка в Ярославле Церковь Богоявления в Ярославле Достопримечательности Ярославля

Славяне – крупнейшая в Европе этноязыковая общность. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Нет точного ответа, когда и где возник славянский народ.

Когда и где возник славянский народ: исторический парадокс

Две науки отвечают на вопрос, когда появился тот или иной народ. Это археология и историческая лингвистика. По данным исторической лингвистики отделение праславян от индоевропейского сообщества произошло в середине 2 тыс. до н. э. Именно тогда зазвучала праславянская речь (а речь является одним из признаков образования эноса).

Археология же не может подтвердить это утверждение. Самые древние славянские поселения, которые обнаружили археологи, относятся к V веку. Поэтому археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века.

Это же подтверждают и древние документы. Как сформировавшийся народ, славяне впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Эти источники упоминают о славянских племенах, существовавших уже в IV веке.

Получается исторический парадокс. Временная лакуна между данными двух наук составляет в полторы-две тысячи лет. Историки более склонны опираться на данные археологии. Таким образом, славяне, как и германцы относятся к молодым индоевропейским народам.

По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и верховьев Днепра на востоке.

Откуда произошло название «славяне»?

Точных сведений о происхождении названия наука не имеет. Существует несколько версий, все они кажутся скучными и «притянутыми за уши». Наиболее, на мой взгляд интересная (она же и самая популярная) следующая: название «славяне» восходит к слову «слово».

Таким образом, славяне – люди, говорящие «словами» (то есть «по-нашему»). Сравнительно с этим название иноязычных племён – немцы – «немые», то есть «не владеющие нашим языком», «чужие».

Славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину

В середине первого тысячелетия славяне уже делились на три группы – западную, среднюю и восточную. Во второй половине I тысячелетия окончательно оформились племенные союзы славян.

Восточные и часть средних славян в VII веке оказались на пути аварского нашествия. Чтобы избежать постоянных столкновений с аварами, эти племена одно за другим стали трогаться с места, направляясь на восток. Нас в первую очередь интересуют те славянские племена, которые колонизовали Русскую равнину и прилегающие территории.

Это было не столько завоевание, сколько колонизация. И эта колонизация, будучи составной частью великого переселения народов, сильно отличалась от того, как расселялись по новым землям германские племена.

В поисках новых земель германцы двигались на юг, захватывая территории огромной Римской империи. Здесь они встречали тёплый климат, плодородные земли и более благоприятные условия жизни, чем в тех местах, где проживали раньше.  Кроме этого, они получали в своё распоряжение античное наследие, культуру римлян, и в течение длительного периода германцы постепенно усвоили наработки древней римской цивилизации. Эти факторы ускорили их развитие.

Славяне двигались на север, в более холодный климат, в густые леса, где нет готовых для земледелия территорий. Это привело к ухудшению условий их жизни. Они оказались отрезанными от античного наследия, им приходилось всё изобретать заново, что приводило к социально-экономической отсталости. Славяне были земледельческим народом, однако необходимость отвоевывать у леса новые пашни приводила к деградации земледельческой культуры, к переходу в ряде мест на подсечно-огневое земледелие.

Славяне пришли не на пустые территории. Места эти уже были заселены. Пришельцы обнаружили здесь людей, которые уступали им и в численности, и в уровне социально-экономического развития. Это были финно-угорские племена, первый известный нам народ, проживающий на Восточно-Европейской равнине.

Военных столкновений практически не было. Финно-угры не занимались земледелием. Соответственно, и земля для них ценности не имела. Они кормились лесом, охотой, рыбной ловлей. Зачем проливать кровь за эту землю. Другие леса ничем не хуже.  При появлении чужаков разрозненные финно-угорские племена просто уходили глубже в чащу.

Территории огромные, всем места хватало. В ходе колонизации славян, там, где численность их становилась велика, происходила ассимиляция славянами финно-угорского населения.

Живя рядом, славя­не и их соседи перенимали друг у друга хозяйственные навыки, отдельные обычаи, названия местностей, рек и озер.  У большинства русских рек и речек финно-угорские имена, легко распознаваемые по окончаниям «га» (Волга), «ва» (например, Москва), «ма» (Кама), «ра» (Угра), «жа» (Унжа), «ша» (Мокша).

Славяне познакомили финно-угров с более совершенными земледельческими приемами, а сами заимствовали местные промысловые навыки.

О их расселении мы узнаем из древних письменных источников, в частности, из Повести временных лет:

  • Обитатели приднепровских полей назывались полянами, жители прилежащих лесов («дерев») – древлянами.
  • На территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей расселились вятичи. Согласно Повести временных лет, название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, – уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав.
  • Территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей в начале VIII—XI вв. заселяли северяне. По поводу этимологии этого названия единого мнения не существует, однако «север» здесь явно обозначал не сторону света, а нечто иное.
  • Верховья Западной Двины, Днепра и Волги стали местом расселения кривичей (по имени первого вождя Крива). Впоследствии их главными городами стали Смоленск, Полоцк, Изборск.
  • В бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога поселились словене. Наиболее древним поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры. В IX—X веках появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
  • Между Двиной и Припятью утвердились предки белорусов дреговичи (от старославянского слова дрягва, «трясина, болото»).