• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Летопись Ярославля Ярославль в XVII веке
История Ярославля XVII век

Ярославль в период Смутного времени

В начале XVII века Ярославль, так же, как и вся страна, пережил Смутное время. Это была славная страница в истории Ярославля. После того, как был свергнут Лжедмитрий I в 1606 году в Ярославль были сосланы его жена Марина Мнишек и его тесть Ежи Мнишек и вместе с ними ещё 375 поляков.

 

Экономический расцвет Ярославля в XVII веке

Ярославль быстро отошёл от последствий Смуты. Новое правительство Михаила Романова не забыло поддержку, оказанную ярославскими купцами в трудный для Русского государства период. Купцы, пожертвовавшие особенно большие суммы на ополчение, получили грамоты о привилегиях. Таким образом ярославские купцы вошли в торговую элиту страны. В Ярославле проживала шестая часть наиболее влиятельного купечества Руси — «гостей государевой сотни».

Пожалуй, никогда в своей истории Ярославль не переживал такой яркий расцвет. Город по-прежнему находился на перекрестке торговых дорог. Соответственно росло влияние купечества. В их руках сосредоточилась иностранная торговля со странами Запада и Востока. В Ярославле насчитывалось около 30 иностранных торговых контор. В XVII веке Ярославль занимал третье место по торговому обороту после Москвы и Казани.

 

Ярославль События XVII века

В богатом городе идет бурное строительство. Совершенно преобразился Спасо-Преображенский монастырь. Правительство Федора Романова поддерживало монастырь, помня о той роли, которую он сыграл в событиях Смутного времени. Благодаря этой поддержке монастырь получил новые мощные укрепления. На территории Спасского монастыря появляются новые каменные сооружения.  Заново возводится главный храм Ярославля - Успенский собор. Разбогатевшие купцы, посадские люди на свои деньги строят в городе многочисленные храмы. Средств было достаточно. Церковь, на которую купец пожертвовал деньги, была для него своеобразной рекламой. Чем большая сумма была потрачена, тем богаче был храм, и тем более значимым был человек в глазах окружающих. И поэтому церкви строились одна другой богаче и нарядней. Стоит ли удивляться, что количество построенных церквей (порядка 50) превышало потребности города.

Ярославские храмы отличались богатым декором, мощными пятиглавиями, уникальными росписями. Сложился своеобразный «ярославский» стиль зодчества. В течение XVII века город сильно преобразился. Украшением Ярославля стали церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста и другие. Ярославские мастера приглашались для строительства в Москве и других городах.