• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IГлавная|КонтактыIО сайте|Интересные дискуссииI
Монастыри Ярославля Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая архитектурная достопримечательность Ярославля. Этот древний мужской упразднённый монастырь сыграл важную роль в истории города.

Оглавление

1. Основание монастыря

2. Монастырь в XIV-XV вв.

3. Монастырь в XVI веке

3.1 Спасо-преображенский собор XVI век

3.2 Звонница XVI век

3.3 Святые ворота XVI век

3.4 Трапезная палата XVI век

4. Монастырь в Смутное время

5. Монастырь в XVII веке

5.1 Стены и башни

5.2 Постройки XVII века

6. Монастырь в XVIII веке

7. Монастыро а XIX веке

8. Монастырь в XX веке

 

Основание Спасо-Преображенского монастыря

Для защиты подступов к кремлю с запада у переправы через Которосль во второй половине XII века был основан Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Точная дата его основания неизвестна. Впервые монастырь упоминается в летописи под 1186 годом. Другой источник, Никоновская летопись, сообщает, что в 1216 году "князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". Скорее всего, это не дата основания, а дата постройки первого каменного храма. Первоначально Спасо-Преображенский монастырь был деревянным.

Ростовский князь Константин покровительствует монастырю. В 1216—1224 годы по приказу князя в монастыре построили каменный Спасо-Преображенский собор.

Но князь не только стоил здесь храмы: благодаря его усилиям и средствам в монастыре было открыто первое на северо-востоке Руси духовное училище, позднее, в 1218 году, переведенное в Ростов. Монастырь имел богатую библиотеку с большим количеством греческих и русских рукописных книг. Спасо-Преображенский монастырь играл роль религиозного и культурного центра края.

В 1218 — 1224 годы у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. По преданию, ее заложили в честь образования Ярославского княжества в 1218 году.

Спасо-Преображенский монастырь XIV-XV век

Монастырские власти были духовными наставниками всех ярославских князей, что позволяло им вмешиваться в дела княжеского дома, влиять на политику князей, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

Спасо-Преображенский монастырь XVI век

Спасо-Преображенский собор XVI век

Спасо-Преображенский собор Восточный фасад

Во время пожара 1501 года сильно пострадали строения монастыря. Большой ущерб был нанесен Спасо-Преображенскому собору, его пришлось разобрать. На фундаменте этого собора в 1506-1516 годах был построен новый каменный храм. Московский князь Василий III всячески содействовал этому строительству. Строили собор мастера, присланные князем из Москвы, строили по образу храмов Московского Кремля. Сейчас Спасо-Преображенский собор — древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней.

Спасо-Преображенский собор — четырехстолпный храм. Это значит, что свод его опирается на четыре опоры — четыре столпа. Храм поставлен на высокий подклет. Собор венчают три главы на массивных и высоких световых барабанах. Они имеют шлемовидные завершения и очень близко придвинуты к восточной стене. Главы окружены небольшими кокошниками, а по верху опоясаны аркатурно- колончатыми поясками. Фасады храма заканчиваются закомарами, лишенными каких-либо украшений. С севера и запада собор окружен галереей. О высоком мастерстве строителей говорит и совершенство кирпичной кладки, и гармоничная соразмерность всех его частей, связанная с применением единой модульной меры - «маховой сажени».

С восточной стороны фасады просты и строги. В трех высоких апсидах прорезаны узкие окна-бойницы. Восточному фасаду присуща наибольшая целостность и выразительность. Все вместе — шлемовидные главы, глухие стены, узкие щели окон создают образ аскетически строгого, и одновременно очень изящного по пропорциям древнерусского храма.

Западный фасад более живописен и сложен. Трехглавие как бы полускрыто в перспективе. На первый план выступает двухЪярусная галерея с открытой аркадой. Она обогащает фасад глубокой игрой светотени. В XVI веке на галерею вело огромное красивое крыльцо. Такое ступенчатое расположение объемов придает западному фасаду большую пространственную выразительность.

Спасо-Преображенский собор Западный фасад

С северной стороны галерея в XVI веке представляла тоже открытое «гульбище». Позднее ее арочные проемы были заложены.

Собор был расписан в 1563—1564 годах московскими живописцами Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиными и ярославцами Афанасием и Дементием Исидоровыми. Это самые древние фрески Ярославля. Они ценны еще и тем, что во всей России сохранилось лишь два собора с полным циклом стенной живописи XVI века - это Успенский собор в Свияжске и Спасо-Преображенский в Ярославле. Есть фрески более ранние и более поздние. А от этой эпохи сохранились росписи всего лишь двух храмов. Ещё о соборе...

Звонница XVI век

В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.

Святые ворота XVI век

Одновременно со Спасо-Преображенским собором, в 1516 году, была возведена первая каменная башня монастырской стены Святые ворота, выходящие на берег Которосли. Это наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая парадным въездом в монастырь. Башня с дозорной вышкой наверху была издалека видна со стороны московской дороги. К Святым воротам было пристроено предвратное укрепление - «захаб», который не позволял врагу так просто проехать в монастырь, не будучи обстрелянным со всех сторон. Глухие стены захаба господствовали над переправой через Которосль и держали под контролем путь к ярославскому посаду и кремлю.

В XVI веке Святые ворота играли ведущую роль в панораме южного фасада монастыря. Расположение ворот значительно ниже уровня основания соборного комплекса. Перед человеком, входившим в монастырь под сводами Святых ворот, Спасо-Преображенский собор и остальные сооружения монастырского ансамбля представали постепенно, словно вырастая у него на глазах от цоколя к завершению во всем своем великолепии. А небольшое сужение арочного проезда ворот в сторону двора сделано зодчими для усиления этого зрительного эффекта. Первоначально башня была опоясана зубчатым поясом, который теперь сохранился только с южной стороны.

Трапезная палата XVI век

Трапезная палата

В начале XVI века с западной стороны монастырской площади был построен большой корпус трапезной палаты с церковью Рождества Христова. В его средней части находится огромный одностолпный зал. Зал перекрыт системой парусных сводов, опирающихся в центре на массивный четырегранный столп. Он был предназначен для трапез монастырской братии. Стены и своды трапезной украшали богатые росписи. Это был самый красивый зал в городе того времени. В трапезной принимали высоких гостей.

Немного в то время было таких удобных и благоустроенных зданий! В подклете находилась поварня (кухня). Очаг в поварне обогревал и верхний зал. Теплый воздух поднимался вверх через специальные отдушины. Блюда, приготовленные в поварне, поднимались наверх через особые люки. На втором этаже, кроме трапезной, были еще и жилые покои. На первом этаже находились еще квасоварня, хлебная, кладовые.

С востока к трапезной примыкает древняя церковь Рождества Христова. В XVI веке это был небольшой четырехстолпный одноглавый храм, поставленный на высокий подклет. Эта скромная церковь служила для повседневных молитв и посещалась самими монахами.

До настоящего времени строения XVI века составляют основу монастырского ансамбля. Они являются древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Архитектурным центром монастыря являлась площадь перед собором, окруженная каменными зданиями. Она занимала вершину того пологого холма, на котором был расположен монастырь.

Дорога, шедшая от Святых ворот к собору, имела, по-видимому, значительный подъем. Планировка монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла.

В 1550—1580 вместо старых деревянных были построены каменные стены.

Спасо-Преображенский монастырь пользовался покровительством московских великих князей а затем и царей. Почти все московские правители посещали монастырь. И каждый такой визит приносил монастырю богатые денежные вклады. Кроме денег монастырь получал множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей.

Часто посещал монастырь царь Иван Грозный. 55 жалованных грамот, полученных от царя, передавали монастырю во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет.

Не скупились и другие правители. Монастырю принадлежали земли в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход.

Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время

К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна».

Конец XVI — начало XVII века называют Смутным временем. В это время мощные каменные стены монастыря были очень кстати. В мае 1609 года Ярославль был осажден польско-литовскими войсками. Враг захватил Слободы и Земляной город. Но Рубленый город и монастырь им взять не удалось. «Тушинцы» оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить.

В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. В период пребывания ополчения в Ярославле было создано временное правительство Русского государства – «Совет всея земли». Многие исследователи считают, что совет этот мог находиться в Спасском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря народное ополчение начало освободительный поход к Москве.

В марте-апреле 1613 года в стенах Спасского монастыря останавливался Михаил Федорович Романов. Он направлялся из Костромы в Москву для «венчания на царство». Он прибыл в Ярославль вместе с матерью, инокинею Марией Ивановной, но весенняя распутица задержала их.

Именно из монастыря была послана в Москву первая грамота, извещавшая Земский Собор о согласии Михаила Романова на престол. 16 апреля, после благословления от архимандрита Феофила, они отправилась в Москву. В дальнейшем царский дом всегда покровительствовал Спасскому монастырю.

Монастырские власти не замедлили добиться подтверждения своих прежних привилегий и права на освобождение от пошлин. В ближайшие годы они развернули большое строительство.

Спасо-Преображенский монастырь XVII век

После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо».

Стены и башни

Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала.

Новые стены имели значительную высоту — от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров. Стена и Богородицкая башня Вид с территории монастыря

За зубцами с внутренней стороны стены был отступ – боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Спасо-Преображенский монастырь Богородицкая башняБыли построены также шесть башен по углам или в изломах стен. Две башни сохранились до наших дней - Богородицкая и Угличская. Они ограничивают стену кремля, которая выходит на Богоявленскую площадь.

Богородицкая башня была сооружена в 1623 на северо-западном углу ограды на месте старой башни XVI века . Это квадратная башня размером 6,4 х 6,4 метра со сводчатыми перекрытиями. Выше зубцов ее покрыли тесовым шатром с дозорной вышкой. Только в этом месте, у башни, фрагмент старой стены XVI века вошел в состав новой стены XVII века. Богородицкая башня имеет глубокий подвал с потайным ходом.

Годом раньше были построены 2 башни со стороны Которосли – угловая и «новая». В 1635 году появилась и четвертая башня - Глухая - на северной стороне. Предполагают, что она была построена на месте угловой северо-восточной башни XVI века, обозначавшей восточную границу монастырской территории.

За старой восточной стеной XVI века находился ничем не застроенный проулок, земля под которым принадлежала посаду. За этим проулком параллельно старой ограде шел городской земляной вал, называвшийся в описях «Большой осыпью».

На валу стояли проездные Угличская и Михайловская башни, через которые можно было попасть на территорию посада. Спасо-Преображенский монастырь Угличская башняОт Угличской башни начиналась дорога на Углич.

В 1635 году монастырь просил царя Михаила Федоровича присоединить этот участок к монастырской территории. Обе башни — Угличская и Михайловская — были бы включены в состав монастырских укреплений. Их соединял бы тогда не вал, а монастырская стена. И в то же время эти башни оставались городскими воротами и входили в систему укреплений Земляного города. За это монахи обязывались взамен существовавших построить новые каменные башни.

В числе доводов за перенос стены было то, что существовала постоянная угроза пожара от близости городских деревянных стен. Монахам не нравилось также, что с высоты земляного вала прекрасно просматривалась территория монастыря, и всякий желающий мог наблюдать за его внутренней жизнью.

Участок земли, который просил монастырь был невелик, никаких зданий на нем не стояло, но посад не хотел его уступать. Причина была в другом. В Ярославле монастырю принадлежали большие слободы Спасская, Богоявленская, Крохина, Меленки - всего более 300 дворов. Он был могущественным феодалом. Монастырь стремился распространить свою власть и на город, вмешиваясь в его жизнь. В течение XVII столетия происходило постоянное столкновение интересов монастыря и посада, соперничество и конфликты. Это и стало причиной упорной борьбы за участок земли. Дело доходило до рукопашных схваток со «спасскими служками». Угличская башня Вид с территории монастыря

Царь удовлетворил просьбу монастыря. Были построены Угличская, затем Михайловская башни. Угличская башня сохранилась до наших дней. Михайловская была сооружена по тому же типу, но, к сожалению, сильно искажена позднейшими перестройками.

В монастырь въезжали через Водяные и Святые ворота, находившиеся в южной стене, которая шла параллельно Которосли.

В XVII веке при перекладке южной стены были построены новые Водяные ворота. Они служили для повседневного пользования, через них ездили за водой на Которосль.

Водяные ворота были сделаны так, чтобы привлекать как можно меньше внимания во время штурма. Ворота не выступают за линию стен снаружи.

Через арку входящий попадает в узкий проход, простреливаемый в любой своей точке. Из расположенной над проездом каменной будки с окнами-бойницами за ним мог наблюдать особый привратник. На боевой площадке над воротами можно было ставить пищаль или даже небольшую пушечку.

В настоящее время это проезд, перекрытый цилиндрическим сводом, с пересеченным арками, на которых ранее висело четверо железных ворот.Спасо-Преображенский монастырь Водяные ворота

В XVII веке Святые ворота по-прежнему служили парадным въездом в монастырь. Здесь тоже были перестройки: помимо дозорной вышки была поставлена Введенская надвратная церковь с шатровым завершением, окруженная галерей, частично сохранившейся со стороны монастырского двора.

В 1624 году монастырь купил старые часы мастера Христофора Галовея, висевшие на Спасской башне Московского Кремля. Дозорная башня была переоборудована для установки этих часов. Для гирь часового механизма на всю вышину башни устроили специальный колодец.

Постройки XVII века

Большое строительство велось в XVII веке и на территории монастыря.

В 1617-1619 века был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим на месте старой церкви XIII века, ровеснице Спасо-Преображенского собора. Во время пожара 1501 года церковь тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет. Храм Входа Господня в Иерусалим XVII века был намного меньше по размерам, чем стоящая сейчас на его месте церковь Ярославских Чудотворцев, и не закрывал собой собор.

На звоннице высокие каменные шатры, завершающие арочные пролёты верхнего яруса звона, были покрыты поливной зелёной черепицей

К трапезной были пристроены настоятельские покои. Настоятельский корпус соединен с трапезной палатой огромными сенями, в которые вело парадное двухэтажное крыльцо. Спасо-Преображенский монастырь Настоятельские покои

В первом этаже корпуса были хозяйственные, подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов; во втором этаже размещались жилые покои настоятеля.

Хотя трапезная и покои стоят рядом, это очень разные сооружения. В XVI веке не любили украшательств, фасады трапезной решены достаточно строго. Настоятельские покои имеют пышное декоративное убранство. Фасады с нарядными наличниками окон украшены богато профилированными горизонтальными поясами .

Настоятельские покои использовались как резиденция для прибывающих в Ярославль царствующих особ.

В 1670-х и 1690-х годах на месте прежней восточной стены возводится длинный келейный корпус - интереснейший памятник жилой архитектуры XVII века. Здесь все продумано для жилья: внутристенные лестницы, многочисленные ниши - стенные «шкафы», система отопления с топкой печей из хозяйственных сеней, окна, освещающие лестницы и сени.Спасо-Преображенский монастырь Келейный корпус

В древности, когда каждая пара келий имела отдельный вход — крыльцо. Тогда был особенно четко выражен строгий ритм чередования изолированных друг от друга келий.

Строительство в монастыре происходило уже накануне событий, значительно подорвавших власть монастыря в Ярославле: в 1648 г. все принадлежавшие ему городские слободы по указу царя перешли в посад.

Спасо-Преображенский монастырь XVIII век

В 1747 году в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Ярославль становится не только центром вновь образованной Ярославской губернии, но и центром Епархии, переведенной сюда из Ростова. Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом.

В конце XVIII века известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин приобрел у последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) его личную библиотеку. В этой библиотеке он нашёл бесценный памятник русской литературы XII века - "Слово о полку Игореве".

Спасо-Преображенский монастырь XIX век

Спасо-Преображенский монастырь Ярославль

 

Спасо-Преображенский монастырь Ярославль

В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня - чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды.

Спасо-Преображенский монастырь Церковь Ярославских ЧудотворцевВ 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 - 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.Звонница Надстройка XIX века

Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими "солнышками", раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.

Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям "благообразный" вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.

Спасо-Преображенский монастырь Богоявленская башня

Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю.

В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.

Церковь, примыкающая к трапезной палате

Спасо-Преображенский монастырь XX век

главные достопримечательности ярославляВо время боев Ярославского восстания 1918 года монастырь был сильно поврежден. В 1920-х годах были ликвидированы последствия этих разрушений и разобрана основная часть поздних пристроек.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году. На территории монастыря размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. Здесь находились учебные заведения, военкомат. В 1950-1960-е гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Адрес: г.Ярославль, Богоявленская площадь, 25

Ещё здесь фото Спасо-Преображенского монастыря.