• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Монастыри Ярославля Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая архитектурная достопримечательность Ярославля. Этот древний мужской упразднённый монастырь сыграл важную роль в истории города.

Оглавление

1. Основание монастыря

2. Монастырь в XIV-XV вв.

3. Монастырь в XVI веке

3.1 Спасо-преображенский собор XVI век

3.2 Звонница XVI век

3.3 Святые ворота XVI век

3.4 Трапезная палата XVI век

4. Монастырь в Смутное время

5. Монастырь в XVII веке

5.1 Стены и башни

5.2 Постройки XVII века

6. Монастырь в XVIII веке

7. Монастыро а XIX веке

8. Монастырь в XX веке

9.Краеведы XIX века о монастыре

 

Основание Спасо-Преображенского монастыря

Для защиты подступов к кремлю с запада у переправы через Которосль во второй половине XII века был основан Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Точная дата его основания неизвестна. Впервые монастырь упоминается в летописи под 1186 годом. Другой источник, Никоновская летопись, сообщает, что в 1216 году "князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". Скорее всего, это не дата основания, а дата постройки первого каменного храма. Первоначально Спасо-Преображенский монастырь был деревянным.

Ростовский князь Константин покровительствует монастырю. В 1216—1224 годы по приказу князя в монастыре построили каменный Спасо-Преображенский собор.

Но князь не только стоил здесь храмы: благодаря его усилиям и средствам в монастыре было открыто первое на северо-востоке Руси духовное училище, позднее, в 1218 году, переведенное в Ростов. Монастырь имел богатую библиотеку с большим количеством греческих и русских рукописных книг. Спасо-Преображенский монастырь играл роль религиозного и культурного центра края.

В 1218 — 1224 годы у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. По преданию, ее заложили в честь образования Ярославского княжества в 1218 году.

Спасо-Преображенский монастырь XIV-XV век

Монастырские власти были духовными наставниками всех ярославских князей, что позволяло им вмешиваться в дела княжеского дома, влиять на политику князей, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

Спасо-Преображенский монастырь XVI век

Спасо-Преображенский собор XVI век

 

Спасо-Преображенский собор Северный фасад

 

Спасо-Преображенский собор Восточный фасад

Во время пожара 1501 года сильно пострадали строения монастыря. Большой ущерб был нанесен Спасо-Преображенскому собору, его пришлось разобрать. На фундаменте этого собора в 1506-1516 годах был построен новый каменный храм. Московский князь Василий III всячески содействовал этому строительству. Строили собор мастера, присланные князем из Москвы, строили по образу храмов Московского Кремля. Сейчас Спасо-Преображенский собор — древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней.

Спасо-Преображенский собор — четырехстолпный храм. Это значит, что свод его опирается на четыре опоры — четыре столпа. Храм поставлен на высокий подклет. Собор венчают три главы на массивных и высоких световых барабанах. Они имеют шлемовидные завершения и очень близко придвинуты к восточной стене. Главы окружены небольшими кокошниками, а по верху опоясаны аркатурно- колончатыми поясками. Фасады храма заканчиваются закомарами, лишенными каких-либо украшений. С севера и запада собор окружен галереей.

Спасо-Преображенский монастырь Ярославль

О высоком мастерстве строителей говорит и совершенство кирпичной кладки, и гармоничная соразмерность всех его частей, связанная с применением единой модульной меры - «маховой сажени».

С восточной стороны фасады просты и строги. В трех высоких апсидах прорезаны узкие окна-бойницы. Восточному фасаду присуща наибольшая целостность и выразительность. Все вместе — шлемовидные главы, глухие стены, узкие щели окон создают образ аскетически строгого, и одновременно очень изящного по пропорциям древнерусского храма.

Западный фасад более живописен и сложен. Трехглавие как бы полускрыто в перспективе. На первый план выступает двухЪярусная галерея с открытой аркадой. Она обогащает фасад глубокой игрой светотени. В XVI веке на галерею вело огромное красивое крыльцо. Такое ступенчатое расположение объемов придает западному фасаду большую пространственную выразительность.

Спасо-Преображенский собор Западный фасад

С северной стороны галерея в XVI веке представляла тоже открытое «гульбище». Позднее ее арочные проемы были заложены.

Собор был расписан в 1563—1564 годах московскими живописцами Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиными и ярославцами Афанасием и Дементием Исидоровыми. Это самые древние фрески Ярославля. Они ценны еще и тем, что во всей России сохранилось лишь два собора с полным циклом стенной живописи XVI века - это Успенский собор в Свияжске и Спасо-Преображенский в Ярославле. Есть фрески более ранние и более поздние. А от этой эпохи сохранились росписи всего лишь двух храмов. Ещё о соборе...

Звонница XVI век

Спасо-Преображенский монастырь Звонница

В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.

Святые ворота XVI век

Спасо-Преображенский монастырь Святые ворота

Одновременно со Спасо-Преображенским собором, в 1516 году, была возведена первая каменная башня монастырской стены Святые ворота, выходящие на берег Которосли. Это наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая парадным въездом в монастырь. Башня с дозорной вышкой наверху была издалека видна со стороны московской дороги. К Святым воротам было пристроено предвратное укрепление - «захаб», который не позволял врагу так просто проехать в монастырь, не будучи обстрелянным со всех сторон. Глухие стены захаба господствовали над переправой через Которосль и держали под контролем путь к ярославскому посаду и кремлю.

Спасо-Преображенский монастырь Святые ворота

В XVI веке Святые ворота играли ведущую роль в панораме южного фасада монастыря. Расположение ворот значительно ниже уровня основания соборного комплекса. Перед человеком, входившим в монастырь под сводами Святых ворот, Спасо-Преображенский собор и остальные сооружения монастырского ансамбля представали постепенно, словно вырастая у него на глазах от цоколя к завершению во всем своем великолепии. А небольшое сужение арочного проезда ворот в сторону двора сделано зодчими для усиления этого зрительного эффекта. Первоначально башня была опоясана зубчатым поясом, который теперь сохранился только с южной стороны.

Трапезная палата XVI век

Трапезная палата

В начале XVI века с западной стороны монастырской площади был построен большой корпус трапезной палаты с церковью Рождества Христова. В его средней части находится огромный одностолпный зал. Зал перекрыт системой парусных сводов, опирающихся в центре на массивный четырегранный столп. Он был предназначен для трапез монастырской братии. Стены и своды трапезной украшали богатые росписи. Это был самый красивый зал в городе того времени. В трапезной принимали высоких гостей.

Немного в то время было таких удобных и благоустроенных зданий! В подклете находилась поварня (кухня). Очаг в поварне обогревал и верхний зал. Теплый воздух поднимался вверх через специальные отдушины. Блюда, приготовленные в поварне, поднимались наверх через особые люки. На втором этаже, кроме трапезной, были еще и жилые покои. На первом этаже находились еще квасоварня, хлебная, кладовые.

С востока к трапезной примыкает древняя церковь Рождества Христова. В XVI веке это был небольшой четырехстолпный одноглавый храм, поставленный на высокий подклет. Эта скромная церковь служила для повседневных молитв и посещалась самими монахами.

До настоящего времени строения XVI века составляют основу монастырского ансамбля. Они являются древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Архитектурным центром монастыря являлась площадь перед собором, окруженная каменными зданиями. Она занимала вершину того пологого холма, на котором был расположен монастырь.

Дорога, шедшая от Святых ворот к собору, имела, по-видимому, значительный подъем. Планировка монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла.

В 1550—1580 вместо старых деревянных были построены каменные стены.

Спасо-Преображенский монастырь пользовался покровительством московских великих князей а затем и царей. Почти все московские правители посещали монастырь. И каждый такой визит приносил монастырю богатые денежные вклады. Кроме денег монастырь получал множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей.

Часто посещал монастырь царь Иван Грозный. 55 жалованных грамот, полученных от царя, передавали монастырю во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет.

Не скупились и другие правители. Монастырю принадлежали земли в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход.

Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время

К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна».

Конец XVI — начало XVII века называют Смутным временем. В это время мощные каменные стены монастыря были очень кстати. В мае 1609 года Ярославль был осажден польско-литовскими войсками. Враг захватил Слободы и Земляной город. Но Рубленый город и монастырь им взять не удалось. «Тушинцы» оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить.

В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. В период пребывания ополчения в Ярославле было создано временное правительство Русского государства – «Совет всея земли». Многие исследователи считают, что совет этот мог находиться в Спасском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря народное ополчение начало освободительный поход к Москве.

В марте-апреле 1613 года в стенах Спасского монастыря останавливался Михаил Федорович Романов. Он направлялся из Костромы в Москву для «венчания на царство». Он прибыл в Ярославль вместе с матерью, инокинею Марией Ивановной, но весенняя распутица задержала их.

Именно из монастыря была послана в Москву первая грамота, извещавшая Земский Собор о согласии Михаила Романова на престол. 16 апреля, после благословления от архимандрита Феофила, они отправилась в Москву. В дальнейшем царский дом всегда покровительствовал Спасскому монастырю.

Монастырские власти не замедлили добиться подтверждения своих прежних привилегий и права на освобождение от пошлин. В ближайшие годы они развернули большое строительство.

Спасо-Преображенский монастырь XVII век

После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо».

Стены и башни

Стена и Богородицкая башня Вид с территории монастыря

Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала.

Новые стены имели значительную высоту — от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров.

За зубцами с внутренней стороны стены был отступ – боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Были построены также шесть башен по углам или в изломах стен. Две башни сохранились до наших дней - Богородицкая и Угличская. Они ограничивают стену кремля, которая выходит на Богоявленскую площадь.

Спасо-Преображенский монастырь Богородицкая башня

Богородицкая башня была сооружена в 1623 на северо-западном углу ограды на месте старой башни XVI века . Это квадратная башня размером 6,4 х 6,4 метра со сводчатыми перекрытиями. Выше зубцов ее покрыли тесовым шатром с дозорной вышкой. Только в этом месте, у башни, фрагмент старой стены XVI века вошел в состав новой стены XVII века. Богородицкая башня имеет глубокий подвал с потайным ходом.

Годом раньше были построены 2 башни со стороны Которосли – угловая и «новая». В 1635 году появилась и четвертая башня - Глухая - на северной стороне. Предполагают, что она была построена на месте угловой северо-восточной башни XVI века, обозначавшей восточную границу монастырской территории.

За старой восточной стеной XVI века находился ничем не застроенный проулок, земля под которым принадлежала посаду. За этим проулком параллельно старой ограде шел городской земляной вал, называвшийся в описях «Большой осыпью».

На валу стояли проездные Угличская и Михайловская башни, через которые можно было попасть на территорию посада.

Спасо-Преображенский монастырь Угличская башня

От Угличской башни начиналась дорога на Углич.

Угличская башня Вид с Богоявленской площади

В 1635 году монастырь просил царя Михаила Федоровича присоединить этот участок к монастырской территории. Обе башни — Угличская и Михайловская — были бы включены в состав монастырских укреплений. Их соединял бы тогда не вал, а монастырская стена. И в то же время эти башни оставались городскими воротами и входили в систему укреплений Земляного города. За это монахи обязывались взамен существовавших построить новые каменные башни.

Угличская башня Вид с Богоявленской площади

 

Стена и Угличская башня. Вид с территории монастыря.

В числе доводов за перенос стены было то, что существовала постоянная угроза пожара от близости городских деревянных стен. Монахам не нравилось также, что с высоты земляного вала прекрасно просматривалась территория монастыря, и всякий желающий мог наблюдать за его внутренней жизнью.

Участок земли, который просил монастырь был невелик, никаких зданий на нем не стояло, но посад не хотел его уступать. Причина была в другом. В Ярославле монастырю принадлежали большие слободы Спасская, Богоявленская, Крохина, Меленки - всего более 300 дворов. Он был могущественным феодалом. Монастырь стремился распространить свою власть и на город, вмешиваясь в его жизнь. В течение XVII столетия происходило постоянное столкновение интересов монастыря и посада, соперничество и конфликты. Это и стало причиной упорной борьбы за участок земли. Дело доходило до рукопашных схваток со «спасскими служками». Угличская башня Вид с территории монастыря

Царь удовлетворил просьбу монастыря. Были построены Угличская, затем Михайловская башни. Угличская башня сохранилась до наших дней. Михайловская была сооружена по тому же типу, но, к сожалению, сильно искажена позднейшими перестройками.

В монастырь въезжали через Водяные и Святые ворота, находившиеся в южной стене, которая шла параллельно Которосли.

В XVII веке при перекладке южной стены были построены новые Водяные ворота. Они служили для повседневного пользования, через них ездили за водой на Которосль.

Водяные ворота были сделаны так, чтобы привлекать как можно меньше внимания во время штурма. Ворота не выступают за линию стен снаружи.

Через арку входящий попадает в узкий проход, простреливаемый в любой своей точке. Из расположенной над проездом каменной будки с окнами-бойницами за ним мог наблюдать особый привратник. На боевой площадке над воротами можно было ставить пищаль или даже небольшую пушечку.

В настоящее время это проезд, перекрытый цилиндрическим сводом, с пересеченным арками, на которых ранее висело четверо железных ворот.Спасо-Преображенский монастырь Водяные ворота

В XVII веке Святые ворота по-прежнему служили парадным въездом в монастырь. Здесь тоже были перестройки: помимо дозорной вышки была поставлена Введенская надвратная церковь с шатровым завершением, окруженная галерей, частично сохранившейся со стороны монастырского двора.

В 1624 году монастырь купил старые часы мастера Христофора Галовея, висевшие на Спасской башне Московского Кремля. Дозорная башня была переоборудована для установки этих часов. Для гирь часового механизма на всю вышину башни устроили специальный колодец.

Постройки XVII века

Большое строительство велось в XVII веке и на территории монастыря.

В 1617-1619 века был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим на месте старой церкви XIII века, ровеснице Спасо-Преображенского собора. Во время пожара 1501 года церковь тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет. Храм Входа Господня в Иерусалим XVII века был намного меньше по размерам, чем стоящая сейчас на его месте церковь Ярославских Чудотворцев, и не закрывал собой собор.

На звоннице высокие каменные шатры, завершающие арочные пролёты верхнего яруса звона, были покрыты поливной зелёной черепицей

К трапезной были пристроены настоятельские покои. Настоятельский корпус соединен с трапезной палатой огромными сенями, в которые вело парадное двухэтажное крыльцо.

Спасо-Преображенский монастырь Настоятельские покои

В первом этаже корпуса были хозяйственные, подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов; во втором этаже размещались жилые покои настоятеля.

Хотя трапезная и покои стоят рядом, это очень разные сооружения. В XVI веке не любили украшательств, фасады трапезной решены достаточно строго. Настоятельские покои имеют пышное декоративное убранство. Фасады с нарядными наличниками окон украшены богато профилированными горизонтальными поясами .

Настоятельские покои использовались как резиденция для прибывающих в Ярославль царствующих особ.

В 1670-х и 1690-х годах на месте прежней восточной стены возводится длинный келейный корпус - интереснейший памятник жилой архитектуры XVII века. Здесь все продумано для жилья: внутристенные лестницы, многочисленные ниши - стенные «шкафы», система отопления с топкой печей из хозяйственных сеней, окна, освещающие лестницы и сени.

Спасо-Преображенский монастырь Келейный корпус

В древности, когда каждая пара келий имела отдельный вход — крыльцо. Тогда был особенно четко выражен строгий ритм чередования изолированных друг от друга келий.

Строительство в монастыре происходило уже накануне событий, значительно подорвавших власть монастыря в Ярославле: в 1648 г. все принадлежавшие ему городские слободы по указу царя перешли в посад.

Спасо-Преображенский монастырь XVIII век

В 1747 году в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Ярославль становится не только центром вновь образованной Ярославской губернии, но и центром Епархии, переведенной сюда из Ростова. Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом.

В конце XVIII века известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин приобрел у последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) его личную библиотеку. В этой библиотеке он нашёл бесценный памятник русской литературы XII века - "Слово о полку Игореве".

Спасо-Преображенский монастырь XIX век

Спасо-Преображенский монастырь Ярославль

 

Спасо-Преображенский монастырь Ярославль

В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня - чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды.

В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 - 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.

Звонница Надстройка XIX века

Спасо-Преображенский монастырь Церковь Ярославских Чудотворцев

Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими "солнышками", раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.

Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям "благообразный" вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.

Спасо-Преображенский монастырь Богоявленская башня

Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю.

В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.

Церковь, примыкающая к трапезной палате

Спасо-Преображенский монастырь XX век

главные достопримечательности ярославляВо время боев Ярославского восстания 1918 года монастырь был сильно поврежден. В 1920-х годах были ликвидированы последствия этих разрушений и разобрана основная часть поздних пристроек.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году. На территории монастыря размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. Здесь находились учебные заведения, военкомат. В 1950-1960-е гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Адрес: г.Ярославль, Богоявленская площадь, 25

Ещё здесь фото Спасо-Преображенского монастыря.

Краеведы XIX века о Спасо-Преображенском монастыре

Информация из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем".

Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославск5ой экскурсионной комиссией.

Время основания и основатель Спасского монастыря неизвестны. Во всяком случае, он основан после самого Ярославля и даже достаточно спустя после этого, так как, для того времени, был значительно удален от Рубленого города. Всего вероятнее, он построен в первой половине XII века, после укрепления здесь русской власти и принятия жителями христианства, ибо впервые упоминается под 1214 годом по случаю перевода из него училища в Ростов.

Вначале Спасский монастырь, раскинувшийся по скату мыса, образованного Которостлью и оврагом, служившим стоком весенних вод, был невелик, незначителен: устроенным в нем училищем руководил не его настоятель, а игумен Петровского монастыря. Точно так же лица первого ярославского княжеского дома погребались не в нем, а в соборе и в Петровском монастыре. Но такое предпочтение последнему не мешало владетелям Ярославля оказывать склонность и к Спасскому монастырю. Ростовский князь Константин Всеволодович не только устраивает в нем училище, что может объясняться просто большей близостью этого монастыря к городу, но и закладывает там же в 1216 году второй в Ярославле каменный храм — Спасо-Преображенский собор, достроенный сыном Константина Всеволодом в 1224 году. К этому времени в Ярославле было уже 17 храмов. Следовательно, город обстроился не только посадом, но и слободами и занимал площадь приблизительно позднейшего Земляного города.

Константиновский Преображенский собор обгорел в 1501-м и возобновлен лишь в 1516-м году. Последний и дошел до нас, являясь древнейшим зданием города, хотя и сильно измененным. Тем не менее, он все же может дать некоторое представление о каменных сооружениях того времени.

Описью 1691 года этот собор изображается трехглавым, с размещением глав на храме и алтаре. Главы были опаяны белым «немецким» железом. Железный крест большой главы был вызолочен, остальные вылужены. Храм стрех сторон окружала галерейная паперть с входною лестницею посредине, так как храм помещался на подклете или палатках, то есть во втором этаже. Расписанная по сводам паперть освещалась десятью окнами с железными «пяльцами» (рамами), забранными слюдою. Пол в боковых ее частях был кирпичный, в средней — плитчатый.

Полукубический храм и трехабсидный алтарь были покрыты сводами. Крестчатый свод храма опирался на четыре столба, из них перед двумя передними стоял иконостас, перед задними — клиросы с железными лужеными решетками. Помост (солея) был выстлан плитами (подовым кирпичом). В северной, западной и южной стенах — три двери с железными затворами, в алтаре три, в храме восемь окон, забранных слюдою. Глава, своды и стены расписаны еще в 1516 году. Эта роспись поновлялась в 1563 году ярославскими и московскими мастерами, в 1781-м и 1814-м годах. Над престолом находилась уже для того времени «старинная» деревянная, резная золоченая сень. За престолом выносный крест с надписью: «Сделан 7180 (1572) году». Размер храма: длина с алтарем и папертью десять, ширина пять саженей. К северо-западному углу была пристроена палатка для ризницы. Таков тип постройки древнейшей из сохранившихся ярославских церквей. К сожалению, она до сих пор не обследована надлежащим образом, и потому трудно сказать с уверенностью, что в существующем Преображенском соборе уцелело от сооружения 1216 года. В надписи над входом в собор читается: освящена бысть сия церковь в лето 7024 (1516) ... а поставлена бысть архимандритом Ионою. Что значит это «поставлена»? То ли, что церковь сооружена вся вновь, или то, что старая обгоревшая поправлена и к ней сделаны пристройки, или же, наконец, то, что перестроена вся наземная часть храма с употреблением в дело старого материала? Ответить на эти вопросы можно, только подвергнув Преображенский собор тщательному исследованию с отбивкою по местам штукатурки и другими расчистками, сличением кирпича и извести и прочим. Пока же не сделано такого исследования, остаются одни предположения. Кирпич подклета древний, так называемый «лещадный», — тонкий, мелкий, хорошо проработанный, близкий к восточному, послужившему образцом для русского.

Но помимо того, что такой кирпич употреблялся в России до XVI столетия, в данном случае на подклет мог быть употреблен кирпич из сломанного Константинова храма, что было бы положительно установлено, если были бы обнаружены на этом кирпиче следы извести первой кладки и очистки от нее при второй. Но этого не сделано, и потому в данном случае древность кирпича не устанавливает одновременной ему древности возведенного из него сооружения.

Формы храма дают положительного несколько более. Собор возведен с подклетом. Этот способ каменной стройки взят целиком из деревянной стройки северной России, где он вызван необходимостью: большой толщиной снегового покрова. До сих пор в Вологодской и Архангельской губерниях даже крестьянские дома строятся двухэтажными, то есть на подклете, отводимом скоту и под кладовые.

Все старые и древние деревянные церкви там точно так же ставятся на подклетах. На вопрос о причине такого способа постройки крестьяне отвечают: снега глубоки — занесет, и не выберешься, разгребанье замучит. В Ярославской губернии снега средние, тем не менее, способ по стройки древних деревянных храмов был тот же, что в северных губерниях, как это видно по нескольким образцам, сохранившимся в обиходе и на рисунках. Если обратиться к древним каменным храмам, хотя бы ближайшим, владимирским, а также новгородским и другим, то среди них не встретишь храмов на подклете или палатках. Нет подклета и в старых деревянных южных храмах. Это местная особенность северных каменных церквей, унаследованная от деревянных.

Таким же заимствованием из деревянной стройки является обработка «одверий» выступами, столбиками и валиками, наблюдаемая и в Преображенском храме. Но здесь она еще робка и несовершенна, в более же поздних храмах, особенно с введением для облицовки одверий мягкого «белого» камня, она достигает высокого мастерства и может быть названа в прямом значении резьбою по камню.

То же, что о подклете, нужно сказать и о галерейной паперти, окружавшей Преображенский храм с трех сторон. Эта галерея перешла к каменным церквам от деревянных и свойственна также только северной и средней России. Следовательно, способ постройки Преображенского собора говорит за то, что он весь возведен в XVI веке.

Любопытная подробность есть в плане собора: он составлял квадрат лишь с включением в него алтарных полукружий, или абсид, без них же ширина храма была больше его длины. Эта особенность обуславливалась другою, в позднейших храмах не наблюдаемою, — отсутствием каменной алтарной преграды. В Преображенском соборе алтарь составлял общее целое с храмом и отделялся от него лишь очень невысоким одноярусным иконостасом, через который был виден весь алтарь. Таким образом, план собора представлял квадрат, восточная сторона которого была изогнута в три алтарные полукружия. В средине квадрата возвышались четыре столба, поддерживавшие своды. Этот план перешел к средневековым каменным храмам от древних каменных же и с деревянною стройкою не имеет связи. Он явился в силу необходимости, созданной применением нового строительного материала — кирпича.

К сожалению, четырехсотлетняя древность Преображенского храма не оградила его от искажений. В 1710 году стольником Г. А. Племянниковым древний иконостас заменен новым. В 1812 году к собору пристроен нынешний алтарь и крыльцо и увеличены окна в северном крыле паперти, в 1814 году растесаны окна храма, в 1830-м переделана глава (маковица) и сломано южное крыло галереи. Множество других переделок, поправок и прочего сделано в разное время. Сверх, всего, вокруг собора наросло или, вернее, навалено много земли, что, с одной стороны, понизило его высоту и скрыло часть цоколя, с другой — входы в подклет опустило ниже существующего уровня почвы, чего не было в древности.

Из остальных сооружений в монастыре заслуживают внимания архиерейские кельи, старые Святые ворота, оградная стена. Время постройки келий неизвестно, но известно, что они были уже в XVI веке. Возможно, что их построил тот же архимандрит Иона, который возобновил и Преображенский собор, так как есть известие, что им же построена и первая каменная ограда вокруг монастыря. Утвердительно сказать об этом можно будет лишь после обстоятельного исследования архиерейских покоев, остающихся, как и собор, до сих пор не тронутыми научными изысканиями, несмотря на весь интерес, представляемый ими как жилым помещением. Зато это здание тронуто, и очень значительно, переделками: в разное время к нему делались различные, иногда нелепые пристройки различных частей (вроде галереи) и целых зданий и совершались многочисленные перестройки внутри. По описи 1788 года здание архиерейских покоев описывается двухэтажным, длиною снаружи 28'/3 саженей, шириною 1076 саженей.

На восточном конце его в верхнем этаже помещалась церковь Рождества Христова, длиной 5 саженей, шириной 4'/2 сажени, крытая сводами. За нею следовала монастырская трапеза, также покрытая сводами и занимавшая в длину 7‘/2 саженей, в ширину — 8'/} саженей. К трапезе примыкали настоятельские (архиерейские) покои 11 саженей длиной и 876 саженей шириной, покрытые деревянным накатом. В них были следующие помещения: сени с каменною лестницею (парадный вход), прихожая, пред- гостиная, келейная, гостиная, зал, буфет, коридор с лестницею в кухню, спальня, молельная, библиотека, кладовая со сводом и железною дверью.

В нижнем этаже, покрытом сводами, находились пять кладовых палаток, кухня, приспешня, кухонная палатка, людская и сени.

Теперь большая часть от трапезы отошла под Большую крестовую Воскресенскую и Малую крестовую Входоиерусалимскую церкви и под архиерейские покои, своды выломаны, пристроены галерея, баня, окна растесаны, переделано крыльцо и внесено много других изменений.

Толщина стен Архиерейского дома от 3 до 5 аршин, кирпич отличен от кирпича подклета Преображенского храма и по выделке, и по размерам. Кирпичная стена монастыря, достигающая 370 саженей протяжения, от 3‘/2 до 5 саженей высоты и 4 аршин толщины, первоначально строена в 1516 году. Но после большого пожара в 15 36 году она возобновлялась по распоряжению царицы Елены Васильевны (Глинской), матери царя Грозного.

В 1б22-м и 1623-м годах построены две башни с южной стороны, то есть от Которостли, и угловая северо- западная — Богородская, занятая ныне часовней; Угличская воротная башня, находящаяся на северо-восточном углу стены, построена также в XVII веке. Стена в древнем виде сохранилась далеко не на всем протяжении; такими частями являются часть западной стороны от Которостли к новым Святым воротам, вся северная сторона, лишь застроенная лавками, и восточная, только местами испорченная проломами. Из башен сохраннее всех Угличская, но она, собственно, не монастырская, а городская.

Богородская также сохранялась довольно удовлетворительно до 1896 года, когда в ней была устроена часовня и сделаны для этого совсем неподходящие уродливые приспособления. Остальные башни, бывшие такого же вида, перестроены в XVIII веке. Все башни были крыты шатрами с обломами. Старыми воротами являются лишь Водяные и часть Святых, расписанных в 1633 году. Последние много пострадали от позднейших перестроек, но все же сохраннее других зданий и в значительной степени могут быть восстановлены8.

Стенописи Преображенского собора Н. В. Покровский признает сходными с древнейшими стенописями Афона и склонен относить их к XVI веку. Я не буду касаться здесь стенописей и иконописи, так как эти предметы составляют особый отдел, но я укажу, что наружные выкружки на стенах собора побуждают крепко задуматься над вопросом: не был ли весь верх собора переложен или наложен, и когда это было? Если стены храма XVI века, то своды и глава, очевидно, позже, а стало быть, и стенописи также.

Немало любопытных памятников древности и искусства сохраняется в ризнице — библиотеке Спасского монастыря, но ее осмотр очень затруднителен и допускается лишь с разрешения архиерея.

Среди братий Спасского монастыря были любители книг. В библиотеке последнего настоятеля этого монастыря Иоиля (1776-1778) сохранялось «Слово о полку Игореве, воспевающее поход на половцев северского князя Игоря Святославича 1185 года и попутно восхваляющее князя Всеволода Большое Гнездо, владевшего, между прочим, Ярославлем и Ростовом.

Этот редкий памятник, до того покоившийся в тиши келий никому не ведомым, открыт ярославским помещиком графом А. И. Мусиным-Пушкиным, купившим его при распродаже Иоилевской библиотеки и опубликовавшим в 1795 году. Из Спасского же монастыря вышли и исторические писания дьякона мологского Афанасьевского монастыря Тимофея Каменевич-Рвовского, дающие сведения о знаменитой холопьей ярмарке на реке Мологе — предшественнице нижегородской. Ныне они хранятся в Московской синодальной библиотеке. В том же монастыре береглось и «Сказание о построении града Ярославля» — единственный источник, освещающий доисторическое прошлое города. Несомненно, что в обители сохранялось много и другого важного и любопытного для местного историка, но невежеством и беспечностью оно или утрачено безвозвратно, или рассеяно по свету и лежит в безызвестности.

Преданий о Спасском монастыре существует немного, да и те позднего происхождения. Так, утверждают, что до сих пор есть подземный ход, идущий от прежних Святых ворот под Которостлью и ее поймой к Тутовой горе, где он и выходит в поле.

Эти ворота расписаны в 1633 году, а когда построены — неизвестно, но возможно, что при Грозном. Теперь они так застроены, что уже не отворяются и сами изменены до неузнаваемости надстройками и пристройками. Удовлетворительно сохранились другие древние ворота, называемые Водяными. Это первые ворота от моста по набережной. Они служили для езды за водою на Которостль, особенно в осадное время. Но народ принимает их за Святые и рассказывает про них, что они сами собою растворились пред бежавшими с Тутовой горы после неудачной битвы с татарами ярославскими князьями Василием и Константином, а затем захлопнулись перед гнавшимся за ними неприятелем, и с тех пор отворить их нет возможности. Отворяются ворота действительно редко. Меж ними и старыми Святыми воротами в монастырской стене была прежде башня, значащаяся еще на плане Ярославля 1778 года. О ней не сохранилось никаких воспоминаний у народа, но именно ее разумеет надпись в Богородской башнечасовне, гласящая между прочим: «И две башни от Которости начаты в 130 году» (1622).

Про старые Святые ворота сложено также предание. Оно уверяет, что князья жили не около кафедрального собора во дворце, а в Спасской обители, и именно над Святыми воротами. Во время Туговской битвы они следили за ее ходом (даже в подзорную трубу, которая будто бы идо сих пор стоит там) из окон своих покоев, пламенно молясь за своих воинов. При этом, когда они воздевали руки к небу — брали верх русские, а когда, утомившись, опускали их — одолевали татары. Битва длилась долго, и руки князей так затекали, что они уже не могли поднять их больше, и татары разбили ярославцев наголову. И была туга великая, от которой и гора прозвалась Туговой. В действительности над воротами была церковь.

В средней части западной стены монастыря заделаны булыжные камни. Народ их считает польскими ядрами, засевшими в стену при осаде монастыря поляками в мае 1609 года. Между тем, эта часть стены построена в 1854 году после того, как старая рухнула по неизвестной причине.

Кроме польской осады, из жизни монастыря можно отметить еще пребывание в нем в 1613 году первого царя из рода Романовых. Задержанный весенним распутьем, Михаил Феодорович прожил в настоятельских покоях обители 26 дней. Здесь он встретил Пасху, бывшую тогда 4 апреля, отсюда послана его первая грамота с уведомлением о принятии избрания. 17 августа 1681 года к берегу Которостли несколько ниже монастыря, вероятно, против церкви Михаила Архангела, пристал струг с умирающим Никоном — развенчанным патриархом, бывшим когда-то первым другом царя Алексея Михайловича. На месте его кончины стоял прежде крест, а по другим сведениям, до половины XVIII столетия — каменный стол; теперь это место забыто. С северной и западной сторон монастырь окружен был рвом, начинавшимся от Угличской башни. Остатки его теперь представляются в виде водосточной канавы.