• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Статьи о Твери Путевой дворец в Твери

Путевой дворец в Твери

Улицы Ярославля Церкви и храмы Ярославля Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Путевой дворец

Императорский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Твери. Путевые дворцы строились для отдыха царской семьи и прочих знатных особ, которые отправлялись в длительные путешествия. Такие дворцы должны были обеспечить надлежащий комфорт во время отдыха и ночевок в дороге. Всего в Российской империи было построено 14 таких комплексов. До нашего времени сохранились лишь девять из них. И одним из таких дворцов является Путевой дворец в Твери.

Он находится на берегу Волги, в пределах исторического центра Твери на Соборной площади, между Советской улицей, Староволжским мостом и Городским садом.

Дворец с двумя павильонами был построен годах в стиле классицизм с элементами барокко в 1764-1766 по проекту П. Р. Никитина. В литературе встречается утверждения об авторстве знаменитого архитектора М.Ф. Казакова, однако по утверждению Википедии такие факты исторических оснований под собой не имеет.

Дворец строился на месте сгоревшего в 1763 году архиерейского дома. Сначала было запланировано просто восстановить дом тверского архиерея. Однако частые переезды императрицы из Москвы в Петербург и обратно, а также удобное месторасположение здания и стали причиной того, что на этом месте вместо дома архиерея начали возводить дворец, в котором бы императрица могла отдохнуть с дороги. До этого тоже дошли не сразу. Сначала хотели отвести для отдыха августейших особ только восточное крыло. Однако императрица Екатерина II приказала покои отделать по образцу Новгородского путевого дворца. И как-то само собой вышло, что резиденция архиерея переехала в село Трехсвятское, а дворец перешел в придворное ведомство. Отсюда и название – Императорский путевой дворец.

12 февраля 1767 года в Тверской путевой дворец впервые прибыла императрица Екатерина II. Здесь она дала первый обед, созвав всех местных дворян. На тот момент Императорский путевой дворец, состоял из центрального корпуса и выдвинутых вперед западного и восточного флигелей. С помощью открытых деревянных галерей боковые «крылья» здания соединялись с центральным корпусом. Сооружение с его П-образной планировкой образовывало характерный для русской архитектуры XVIII века курдонёр (фр. cour d'honneur – «почётный двор») – ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. На втором этаже в центральном корпусе размещался парадный двухсветный зал. Сюда можно попасть по парадной лестнице из вестибюля. Покои самой Екатерины II находились в восточном крыле, а в западном крыле размещались церковь и библиотека. Со временем рядом с дворцом появились служебный флигель, конюшня и каретный сарай. Окончательное завершение строительства Тверского императорского путевого дворца было ознаменовано освящением церкви в 1778 году. К этому времени был разбит прекрасный сад между зданием дворца и Волгой, призванный обеспечить отдых императрицы.

Постепенно у императрицы угасал интерес к путевому дворцу, а после её смерти он совсем утратил прежний лоск и величие.

О старом дворце и его обитателях в городе ходили легенды. Рассказывали, что в дворцовых переходах морозной зимней ночью можно встретить старого монаха, который пожалуется, что во дворце плохо топят и… растворится в воздухе. Поговаривали, что это душа обиженного Екатериной архиерея.

В 1809 году началась реставрация здания, которое уже предназначалось в качестве парадной резиденции для дочери Павла I княгини Екатерины Павловны и ее супруга принца Георга Ольденбургского. Принц занял пост генерал-губернатора Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. Своей резиденцией он избрал Тверь, и Екатерина Павловна оказалась в бабушкином дворце, который к ее приезду перестроили по новой моде.  Дворец был отреставрирован тогда еще молодым, а в последствии знаменитым архитектором Карлом Ивановичем Росси. В ходе реставрации восстановлены многие элементы декора, открытые деревянные галереи были заменены каменными коридорами, отреставрирована парадная лестница. Интерьер дворца был дополнен изображениями античных сцен на золоченых люстрах, орнаментальными драпировками, пейзажами волжских берегов на стенах, бронзовыми фигурами, каминными зеркальными экранами. В петербургской мастерской Гроссе специально для Путевого дворца была изготовлена мебель, а для домашней церкви Д. Б. Скотти написал 14 образов и фреску «Взятие Богоматери на небо».

Екатерина Павловна была красивой и умной женщиной. В Твери при ней началось время, которое обычно называют «золотым веком». Этот «золотоф век» продолжался всего 3 года. Но за эти три года во дворце перебывали все умнейшие и достойнейшие люди России.

Полюбоваться красотами тверской природы, а также шиком и величием дворца и приезжали император Александр, историк Н. М. Карамзин, художник О. А. Кипренский, баснописец А. Е. Измайлов, поэты Ф. Н. Глинка и В. А. Жуковский, писатель И. И. Лажечников.

В стенах дворца 18 марта 1811 года известный историк Николай Михайлович Карамзин читал императору Александру, гостившему у сестры, главы из своей еще не дописанной «Истории государства Российского».

«Историю мою государь слушал с непритворным вниманием и удовольствием, никак не хотел прекратить чтения, взглянув на часы, спросил у Великой княгини: «Угадайте время: двенадцатый час!».

С 1864 по 1871 гг. по проекту архитектора А. И. Резанова была проведена новая реставрация Путевого дворца. Тогда фасад был украшен рустовками, филенками, тягами, рисунками и вензелями, а общую композицию дворца дополнили два больших балкона. Реставрация коснулась и внутренней отделки, где появился фриз, составленный из гербов Дома Романовых и городов Тверской губернии.

С 1898 года дворец, некоторое время пустовавший, стал резиденцией тверского губернатора, а затем здесь разместился исторический музей.

После революции в здании путевого дворца работали советы рабочих и крестьянских депутатов, а также губернский исполнительный комитет. 28 октября (10 ноября) с балкона дворца революционер А. П. Вагжанов объявил о победе советской власти.

Впоследствии в палатах дворца размещались облисполком, правление Общества изучения Тверского края, библиотека, музеи.

Здание дворца осенью 1941 года было разграблено и частично разрушено фашистами, на прилегающей территории немцы устроили кладбище. Сразу после освобождения Твери начались восстановительные работы. В 1946 году реставряцией дворца занимался архитектор И. Е. Бондаренко. В 1948 гг. здание было восстановлено.

Во дворце разместились литературный и историко-архитектурный музеи. В бывших императорских покоях выставлены экспонаты Тверской областной картинной галереи.

Путевой дворец с конца 1990-х годов находится на реконструкции. В августе 2012 года он окончательно закрыт на реставрацию. Восстанавливается и императорский сад.

Эта реставрация длилась аж до 2017 года, и была очень тщательной. Здание воссоздали по старинным фотографиям. Восстановлены и дореволюционные интерьеры. Реставраторы кропотливо воссоздали интерьер каждого зала и вернули дворцу былые блеск и величие. Более чем 40 залам возвращен исторический интерьер. Полы в залах разные: мрамор, паркет и керамическая плитка. 226 окон из дуба украшают дворец. Дворцовую парадную лестницу восстанавливали буквально по фрагментам. Её гранитные ступени и чугунные литые перила органично вписались в общую композицию дворца. На стенах – изящные вензеля с девизами на латыни «Так победим». Там появились также зеркало и живописные панно.

Во время реставрационных работ под лестницей нашли фрагменты уникальной метлахской плитки. На единственном в Европе заводе по её образцам изготовили новую. Теперь она украшает вестибюль.

Не узнаваемым для современников стал Розовый зал. Стенам вернули исторический мрамор, который впервые применил Росси. Пилоны, пилястры и хоры воссоздали по иконографии зодчего Александра Резанова.

Гербовый зал на втором этаже выполнили в древнерусском стиле. Дополняют убранство две уникальные изразцовые печи. Пропорции печей были вычислены по фотофиксации. Даже размеры изразцовых плиток вплоть до сантиметра. Глину привезли из-за рубежа, а изготавливали их в Санкт-Петербурге. Печи изначально были питерского производства., Собирали все детали, как пазл, уже в Твери.

Самым проблемным участком была находящаяся в аварийном состоянии восточная башня. Конструкцию пришлось укрепить: сваи установили под углом 15 градусов в шахматном порядке, заменили 40 процентов кирпичной кладки.

Тверской Императорский путевой дворец становится одной из центральных культурных достопримечательностей Верхневолжья, главным символом Твери.

 

Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д. 3,

телефоны (4822) 33-71-68, 33-62-43

Режим работы: с 11.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника