• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Статьи о Великом Новгороде Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде

Ярославль осенью фото Ярославль летом фото Заводы Ярославля

Софийский собор в Новгороде фото

Софийский собор в Новгороде – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Новгородский Софийский собор – главный православный храм Великого Новгорода. Значение собора Святой Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром в 1045 - 1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись на многие столетия в духовный центр Новгородской вечевой республики. Софийский собор вплоть до последних лет новгородской самостоятельности был как бы символом Новгорода. Образ градохранительницы Софии у новгородцев ассоциировался с самим городом: «где святая София, ту Новгород», – утверждает летописец. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами.

Начало строительства в 1045 году сыном Ярослава Мудрого – Владимиром, Софийского собора в Новгороде –  втором по значению городе Древнерусского государства – было в русле политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя.

Каменный храм был заложен в Детинце, вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Софийский собор в Великом Новгороде закладывался как княжеский и одновременно общегородской собор. На закладку собора приехали из Киева великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда).  По-видимому, он закладывался при участии княжеских зодчих из Киева.

Собор возводился по образцу Софии Киевской. Во многом схож с планом Софии Киевской план Софии Новгородской.  Это тоже пятинефный крестово-купольный храм с широкими хорами и галереей, но, как бы подчиняясь принципам иерархии, эта схема упрощена. Собор имеет одну галерею и одну башню-лестницу, ведущую на хоры (в Киеве две галереи и две башни-лестницы),  вместо пяти апсид здесь три, ветви «креста» заканчиваются двухпролетной аркадой, а не трехпролетной, как в Киеве. И пожалуй, самым характерным примером соблюдения принципа иерархии храма второго города государства по отношению к столичному  является увенчание Софии Новгородской всего пятью главами, а не тринадцатью. Последнее особенно показательно, ибо, согласно летописи, деревянная предшественница имела тринадцать глав.

В самом Софийском соборе  ярко отразилась главная архитектурная идея эпохи – уподобление храма вселенной. Центром этой системы был алтарь. К нему примыкают пять нефов, последние окружены поясом галерей. Подобно этому мощная центральная глава окружена ещё четырьмя меньшими главами. Далее идет глава угловой башни, которая  венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.

Создана грандиозная иерархическая система соподчиненных друг другу объемов, которой внутри отвечает такая же иерархическая система соподчиненных пространственных ячеек и фресковых росписей.

Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Кровля собора имеет посводное, двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые – закомары, другие двускатные – щипцы. Свинцовый голубь покоится на золоченом кресте центрального золоченого купола. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверье: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец».

Без галерей основной объём собора имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, который находится на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы – 38 м.

У храма имеется три апсиды – центральная пятигранная, и боковые – округлые.

В Софии Новгородской основной объем воспринимается как единое целое, а не механическое объединение отдельных соподчиненных пространственных ячеек, как в Софии Киевской. Компактное расположение глав способствует впечатлению единой массы. Большие плоскости стен, расчлененные сильно выступающими лопатками, напоминающими контрфорсы, замкнутость галерей, маленькие проемы без обрамления вызывают ощущение необычной его мощи, придают зданию особую монументальность.

И это не случайно: как и песни, архитектура в камне запечатлевает эстетические идеалы народа. Зодчество Новгорода столь же непосредственно и выразительно, как и чистые яркие краски его иконописи,  так же лаконично, как и язык его летописей.

Несмотря на использование в качестве образца Софии Киевской, София Новгородская, в результате воздействия местных эстетических традиций и природных условий приобрела образную индивидуальность и самобытность.

Природа дала новгородским строителям удобный для обработки камень – известняк. Своеобразна кладка стен храма Софии, в которой как бы сочетается техника чисто каменной и смешанной кладки.

Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из волховского известняка разных оттенков и  различных пород и булыжников. Камни не отделаны (подтёсана лишь сторона, выходящая на поверхность стен) и скреплены так называемой цемянкой – звестковым раствором с примесями толчёного кирпича.

Реставратор Г. М. Штендер писал, что «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».

Простые орнаментальные узоры из кирпича сосредоточены в наиболее композиционно важных местах: барабанах, апсидах и частично в лопатках. Декоративная кладка центральной апсиды, как бы сохранившая «почерк» киевских мастеров-каменщиков, дополнялась на южной и северной апсидах рисованными по обмазке красной краской «квадрами».

Интерьер Софии в Новгороде лишен тематических мозаичных изображений, они заменены фресками.

Современный вид собора – с надстроенной еще в XII веке галереей, растесанными окнами, полностью побеленного – все же дает некоторое представление о его первоначальном облике.

Торжественным входом в собор в течение нескольких веков служили Магдебургские врата. Они открываются в настоящее время только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Собор был впервые расписан в 1109 году, однако остались от этой росписи лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, между которыми в центре до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, от этих росписей сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены в Мартирьевской паперти. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

Свинцовая фигура голубя – символа Святого Духа находится на кресте центрального купола. По легенде, когда Иван Грозный в 1570 году жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав страшное побоище оттуда, голубь окаменел от ужаса. После одному из монахов Богородица открыла, что этот голубь послан в утешение городу – и пока он не слетит с креста, Великий Новгород будет им храним.

Большой урон зданию нанесли фашисты: погибла уникальная фреска Вседержителя в центральном разрушенном и затем воссозданном куполе, пострадали и другие росписи.

Главный крест собора, повисший на цепях, был снят по приказу коменданта города. В то время в Новгороде располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Как трофей, крест, был вывезен ими в Испанию. Позднее было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде.

Получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. Испанская сторона, в результате переговоров российского президента и короля Испании, приняла решение передать крест Софийского собора России.

Это произошло в 2004 году. Сейчас крест  размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста, которая взамен оригинального была передана испанской стороне. Тот крест, который сейчас находится на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.