• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII

Теперь здесь музей

Памятники ЯрославляРезиденция митрополита Ионы переживала периоды бурного расцвета и почти полного запустения несколько раз. В XVII это было одно из самых роскошных и комфортных жилых зданий в городе. В 1702 – 1709 годах в нем несколько раз останавливался митрополит Димитрий Ростовский, который тут устраивал пьесы «Школьного театра». Летом 1705 года в Митрополичьих палатах в Ярославле состоялось "рассуждение" Димитрия Ростовского с ярославцами о бороде и указе Петра I о брадобритии, устанавливающем пошлину за ношение бороды в зависимости от сословного положения и благосостояния бородача. Димитрий Ростовский убеждал ярославцев подчиниться указу, он говорил, что "образ и подобие Божие" не на лице, а в душе человеческой".

Два раза архиерейский дом становился резиденцией Екатерины II. В мае 1763 года императрица приезжала на церемонию перенесения мощей св. Димитрия Ростовского и для ознакомления с Ярославлем. А в мае 1767 года останавливалась в Митрополичьих палатах во время своего путешествия по Волге: принимала здесь ярославское дворянство, купечество и даже написала в нем  на основе местных рассказов (провинциальные анекдоты) несколько комедий, которые были изданы и поставлены на столичной сцене.

В 1777 году церковные власти передали бывшую резиденцию митрополитов ярославскому наместничеству, и в нем поселился первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов. Содержать ансамбль древних Митрополичьих палат было, видимо, не просто. После обнаружения в нем «большой течи» тут квартирует недолго правитель наместничества Голохвастов, потом здание возвращают духовному ведомству – для устройства в нем квартиры причта Успенского собора. Одни жильцы сменяли других – священники, дьяконы, пономари, псаломщики, сторожа Успенского собора.

Для перестройки города по регулярному плану в 1784 году было принято решение о разборке церкви св. Леонтия, входящей в ансамбль архиерейского дома. Но еще четверть века храм стоял, ветшая, пока в 1809 году вновь не приняли решение о сносе , но разобрали его только спустя время. В этот же период были разобраны ограда и флигели.  В 1830 году здание Митрополичьих палат подверглось капитальной перестройке (разобраны крыльца, надстроен третий этаж, сбит или заштукатурен декор на фасадах). Все уже и забыли, какое место занимает памятник среди достопримечательностей Ярославля, что это - один из немногих сохранившихся памятников гражданской архитектуры XVII века.

Сильно пострадали палаты и во время белогвардейского мятежа 1918 года. Стрелка с ее постройками подвергалась мощным артиллерийским обстрелам. Со здания Митрополичьих палат облетела штукатурка. Из-под этих наслоений появилась древняя кладка с великолепным декором XVII века. Реставраторы во главе со знаменитым П.Д. Барановским  частично восстановили былой вид здания.

В 1920-х годах специальная экспедиция под руководством академика Грабаря отреставрировала здание, вернув ему часть былого великолепия.

Современный Ярославль Здесь этапы дальнейшей истории Митрополичьих палат:

  • 1919-1932 гг. - реконструкция
  • 1932-1941 гг. - размещена художественная галерея Ярославского краеведческого музея
  • 1941-1945 гг. - передано военному ведомству
  • 1945-1959 гг. - возвращено Художественному отделу Ярославского краеведческого музея
  • 1959-1970 гг. - располагалось Ярославское культурно-просветительное училище
  • C 1977 г. - размещен отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея

На первом этаже расположена выставка изразцов XIII-XX веков.

Сейчас в музее - почти две тысячи икон, из которых выставлено около ста.  Часть из этих икон появилась в музее во время одного из ремонтов, когда реставраторы поднялись на чердак и обнаружили, что его деревянный настил  состоит из икон. Иконы были укреплены ликами вниз, частично прибиты гвоздями, а сверху присыпаны землей и прикрыты картоном и толем. В таком виде они пролежали здесь многие десятилетия и, что удивительно, почти не пострадали. Было очевидно, что таким вот способом кто-то сумел спасти бесценные сокровища от гибели во времена, когда иконы шли на кормушки для скота или сразу на топливо.

Сейчас отдел древнерусского искусства носит имя Ирины Петровны Болотцевой, известного исследователя ярославской иконописи.