• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
Ярославский завод топливной аппаратуры

Ярославский завод топливной аппаратуры

ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры» (ЯЗТА)промышленное предприятие Ярославля,  специализирующееся на выпуске топливной аппаратуры для автомобильных и тракторных дизелей.

Основными потребителями изделий ОАО "ЯЗТА" являются Ярославский, Тутаевский моторные заводы, а также Тюменьнефтегаз, Волжский автомобильный завод (ВАЗ) и др.

Будучи абсолютным лидером в отечественном производстве топливных систем в условиях плановой экономики, ЯЗТА в настоящее время значительно утратил свои позиции. Завод, имеющий славное прошлое,  продолжает работать, выпускает продукцию, и, возможно, ещё вернет свой авторитет и вес среди производителей топливных систем.

Адрес: Ярославль, улица Свободы, 62

Телефон: 7(4852) 270599

История Ярославского завода топливной аппаратуры

На том месте, где ныне в Ярославле высятся цеха одного из подразделений ЯЗТА, до 1929 года находилась спичечная фабрика предпринимателя Дунаева, хорошо известная своей продукцией в дореволюционной России. В 1920 году на фабрике Дунаева и построенных рядом с ней сооружениях было решено наладить выпуск швейных машин. За год была проведена серьезная реконструкция, и в 1930 году здесь уже выпускал свою продукцию Ярославский механический завод треста «Госшвеймашина».

Однако через год, после передачи предприятия Наркомату тяжелой промышленности, оно стало называться «Государственным механическим заводом № 62».

В предвоенное десятилетие завод уже выпускал оборонную продукцию, и в 1941 году его эвакуировали в Челябинск, а на месте предприятия приказом Наркома боеприпасов СССР вновь был организован механический завод № 522. После войны завод освоил выпуск мирной продукции – картофелекопалок, окучников, запчастей к тракторам. В 1955 году здесь началось производство велосипедных втулок и электромоторов для стиральных машин.

В 1960 году заводу поручается заняться незнакомым делом – изготовлением топливной аппаратуры для советских автомобильных дизельных двигателей на грузовые автомобили, трактора и другую технику. Это отразилось и в его названии, предприятие превращается в Ярославский завод топливной аппаратуры. Завод стал одним из основных поставщиков Ярославского моторного завода.

Резкое увеличение в стране потребности в топливных насосах высокого давления привело к серьёзной реконструкции предприятия. В результате выпуск топливных насосов высокого давления с 1965 года ведется конвейерным способом.

На ЯЗТА начали выпускать топливоподающую аппаратуру для дизелей Камского автозавода, в 1972 – 1976 годах здесь была изготовлена первая тысяча комплектов. На заводе впервые в мире был освоен выпуск топливной аппаратуры для восьми- и двенадцатицилиндровых дизелей с размерностью 140 х 140 мм и максимальным давлением впрыска 800 атм.

20 августа 1971 года на основании приказа №265 Министра автомобильной промышленности завод вошел в объединение «Автодизель» в составе следующих предприятий:

  • Ярославский завод топливной аппаратуры,
  • Тутаевский завод дизельных агрегатов.

В целях углубления специализации производства топливной аппаратуры дизельных и газотурбинных двигателей и в связи с возросшими задачами по дизелизации автомобильного парка страны с 1979 года в соответствии с приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 28.11.78 № 356 завод становится главным предприятием Ярославского объединения по производству топливной аппаратуры («Дизельаппаратура»).

В его состав вошли:

  • Ярославский завод топливной аппаратуры (головное предприятие),
  • Ярославский завод дизельной аппаратуры,
  • строительно-монтажное и ремонтное управление № 1,
  • строительно-монтажное и ремонтное управление №2.

В 1980 году за заслуги в развитии отечественного дизелестроения ЯЗТА был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 году ЯЗТА преобразован в акционерное общество открытого типа. За период с 1993 по 1995 годы Ярославский завод топливной аппаратуры функционировал как акционерное общество открытого типа «ТОПАЗ» ЯЗТА.

Переход на рыночные отношения на рубеже 90-х оказался для завода серьезным испытанием: пятикратное снижение спроса на продукцию, ранее выпускавшуюся по госзаказу и для Минобороны, поставило его в тяжелейшее финансовое положение.

Завод старается сохранить позицию лидера в области разработки и производства новых видов топливной аппаратуры для дизелей, освоить выпуск новых, конкурентоспособных, перспективных и пользующихся спросом комплектующих для производства легковых автомобилей, на больше не используемых производственных площадях организовать выпуск новых видов товаров народного потребления.

Многое получается, но отечественная топливная аппаратура в то время не могла конкурировать с импортной. От продукции ЯЗТА отказался КАМАЗ. Зачастую её приходилось продавать ниже себестоимости.

В 2002 году ЯЗТА вошёл в состав холдинга «РусПромАвто». С 2006 года входит в состав дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ».