• Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
IIРоссияIIИстория РоссииIIСтраницы истории РоссииIIМонастыри РоссииIIСтарые русские городаIIПерсоналииII
В слободах Храмовый ансамбль в Коровниках

Церковь Иоанна Златоуста

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках Западный фасад

Улицы Ярославля Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе Церковь Ильи Пророка в Ярославле Церковь Богоявления в Ярославле Церковь Рождества Христова в Ярославле

Церковь Иоанна Златоуста и её окружение – самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества. Летнюю церковь Иоанна Златоуста построили первой. В Ярославле в XVII веке были построены два храма, посвященных Иоанну Златоусту. Церковь Иоанна Златоуста в кремле утрачена. Сохранился только этот великолепный храм. Строился он 5 лет, с 1649 по 1654 годы по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских.  Впоследствии они были похоронены в южной галерее храма.

Композиция храма Иоанна Златоуста в Коровниках стала к тому времени традиционной в ярославском посадском зодчестве.  Это четырехстолпный пятиглавый храм, окруженный галереями и приделами. В эту традиционную композицию строители церкви Иоанна Златоуста в Ярославле внесли значительные новшества. Здесь колокольня и зимний (теплый) придел выделены в отдельно стоящие сооружения.  Благодаря этому появилась возможность создать строго симметричную композицию.

Основной четверик храма не очень высок, поскольку церковь не имеет подклета. Это компенсируется очень высоким мощным пятиглавием. Высота центральной главы (до подкрестного шара) больше высоты самого храма.

С трех сторон церковь Иоанна Златоуста в Коровниках опоясана приземистой одноэтажной галереей. Первоначально галерея была открытой, и сейчас в кирпичной кладке видны массивные кувшинообразные опоры-столбы ее аркады. На востоке галерея заканчивается двумя симметрично расположенными шатровыми приделами.

Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле Восточный фасад

Вся композиция имеет пирамидальный характер. Низкая галерея зрительно воспринимается как пьедестал, на котором возвышается основной куб храма, увенчанный мощным пятиглавием с огромными пучинистыми главами на массивных барабанах.   Глухие шатры приделов с миниатюрными главками подчеркивают пирамидальное построение памятника.

Благодаря замечательной пропорциональности отдельных частей сооружения, зодчие создали, пожалуй, самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества.

Особенно выразительно изысканные линии силуэта церкви Иоанна Златоуста в Коровниках смотрятся со стороны Волги. Декоративное убранство восточного фасада храма рассчитано именно на дальнее восприятие с реки. Фасад украшен достаточно скромно, и все кирпичные детали фасада подчеркивают его основные членения. На апсидах это цоколь, карниз, граненые полуколонки между алтарными полукружиями и плоские, словно нарисованные наличники окон боковых апсид.

А еще выше – горизонтальный поясок, из которого вырастают короткие лопатки – основания архивольтов первоначального позакомарного покрытия.

Шатровые приделы церкви Иоанна Златоуста в Ярославле оформлены очень просто и изящно. Группы небольших кокошников смягчают переход от четырехгранного основания к восьмерику и далее к шатру. Очарователен своеобразный рисунок кирпичных наличников верхних окон. Придельные престолы посвящены святой благоверной равноапостольной княгине Ольге и Зачатию Иоанна Крестителя.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках стала своеобразным образцом дальнейшего развития ярославского зодчества. Ее удачное объемно-пространственное решение и совершенные пропорции церкви Иоанна Златоуста вдохновляли строителей других ярославских храмов.  В церкви Спаса на Городу повторены формы ее приделов, а в церкви Николы Мокрого — почти полностью вся композиционная схема храма Иоанна Златоуста в Ярославле.

Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле Вид с северо-востока

Следующее поколение зодчих внесло свой, не менее прекрасный вклад

В 1680-х гг. в церкви Иоанна Златоуста были произведены новые перестройки. Для лучшего освещения в четверике прорубили широкие окна, окаймленные нарядными наличниками, вместо плоских лопаток на его западных углах появились пучки полуколонок с белокаменными капителями и изразцовые вставки.

Пучки полуколонок на западных углах церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

Особенно хороши выстроенные в то же время крыльца, островерхие кровли которых прекрасно подчеркнули и развили выразительный силуэт памятника.

Крыльцо церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

 

Северное крыльцо церкви Иоанна Златоуста в Кроровниках

Их высокие фронтоны украшены великолепными орнаментальными композициями из изразцов.

Западное крыльцо с двойной висячей аркой с гирьками

Входные арки с белокаменными гирьками тончайшей резьбы являются самыми высокими образцами этого очень распространенного в Ярославле декоративного приема.

Висячая гирька

Западное крыльцо

 

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках Западное крыльцо

 

Тогда же при закладке арочного проема первоначально открытой галереи строители стремились сохранить и выявить пластику столпов и поэтому подрезали новую кладку в местах примыкания. Даже в этой, казалось бы, мелкой детали видна творческая преемственность второго поколения зодчих ансамбля. Оконные проемы в заложенных простенках галереи они украсили наличниками, формы которых отличаются большой пышностью и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей.

Галерея

Выполненная с большим искусством фигурная кладка выдаёт руку опытных мастеров. Красочную палитру храма так же обогащают цветные витражи, выдержанные в красно-сине-зелёных тонах.

В декоре церкви особенно выделяется изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря. Он был создан примерно через сорок лет после постройки храма. Ярким контрастным пятном выделяется он на фоне кирпичной стены. Многоцветные изразцы с крупным сочным орнаментом оконтуривает красивая плавная, заостренная кверху кривая.

Изразцовый наличник

Наличник, как и весь декор восточного фасада, выполнен с расчетом на дальнее восприятие с реки. Ярославский мастер – создатель наличника, ограничился украшением только одного окна, понимая, что отсутствие таких же наличников на других окнах, выделяет его творение с наибольшей силой.

Высота наличника 8 м, ширина около 5 м. Признанный непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля, он стал его своеобразным символом.

Роскошные крыльца, богатая и искусная обработка фасадов, обилие изразцов — все это придает церкви Иоанна Златоуста нарядный, праздничный, очень живописный, и сказочно красивый вид.

Декоративное убранство церкви Иоанна Златоуста в Коровниках одно из самых лучших среди всех ярославских храмов.

Из Исторического очерка-путеводителя "Ярославль в его прошлом и настоящем".

Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

Златоустовский храм в бывшей рыбачьей слободе Коровники на Волге, близ устья реки Которостли, строился с 1649 по 1654 год на средства посадских людей названной слободы Ивана и Федора Федоровичей Неждановских, а расписан на средства Ил. Неждановского в 1732 году. В 1863 году роспись поновлена. По своему строительному пошибу эта церковь очень близка к Николо-Мокринской: основа та же, отличие лишь в подробностях. Кроме того, Златоустовская церковь скомпонована или сложена пропорциональнее других однородных и потому выглядит стройнее их. Последнему содействует еще ее относительно хорошая сохранность, каковою храм обязан своей удаленности от ядра города.

Он был не на глазах благочестивых любителей церковного благолепия, о нем забывали, а местные жители отличались склонностью к староверству и связанной с ним любовью к старине вообще. Не было в слободе и больших богачей. Все эти, в данном случае счастливые, обстоятельства и сохранили Златоустовскую церковь от больших искажений, что дает возможность даже неподготовленному зрителю составить ясное представление о древнем ярославском церковном зодчестве.

Но будучи стройным в своем общем, Златоустовский храм несколько вычурен в частностях, вследствие чего вблизи он производит худшее впечатление, чем издали. Погоня за украшениями привела к несоответствию частей, к нарушению симметрии, что, в свою очередь, побудило некоторых исследователей видеть в постройке храма несколько приемов. Так, Павлинов считал лопатки и галерею с приделами более поздними, чем самый храм. Однако мнение Павлинова оспаривается, и вернее видеть в постройке храма лишь некоторую беспорядочность и вольничанье строителя: думал сделать одно, но, начав, передумывал и делал другое. Так, в начале предполагалось, видимо, сделать фасады храма трехпростеночными, то есть с четырьмя лопатками, и в каждом простенке сделать по одному окну, но позже надумали поместить в некоторых простенках по два окна; простенки оказались узки, и оконные наличники пришлось сдвинуть на лопатки, что совсем уж некрасиво и портит все дело.

Галереи справа сделали совершенно открытыми, с широкими пологими арками, опиравшимися на кувшинчатые столбы, но затем вскоре же пролеты заложили, оставив в них лишь окно.

Западное крыльцо церкви Иоанна Златоуста фото

Галерейные крыльца носят совсем какой-то приставной характер, их пошиб ничем не связан с галерейным. Подобная неустойчивость замысла наблюдается в нескольких ярославских церквах и здесь уже указана для Ильинской, строившейся одновременно со Златоустовской церковью.

Уборка шей на главах последней почти та же, что на Ильинской, а шатровое покрытие галерейных приделов весьма близко к николо-мокринскому. Вообще, Ярославские строители не стеснялись заимствоваться друг от друга, а некоторые храмы, видимо, были построены одним и тем же зодчим.

Обратить внимание в Златоустовской церкви можно на следующее.

Пять полукруглых алтарных выступов расположены не по прямой, а по кривой линии, то есть образуют один общий полукруг. Восточная стена стоит на алтарных сводах, так что в продольном разрезе храма она представляется висящею в воздухе — прием, считаемый современными строителями за очень смелый.

В храме лишь два столба, так как алтарь отделяется от собственно храма каменною стеною, к которой прислонен иконостас.

Между последним и восточною стеною храма над алтарными сводами находится пустое пространство, принимаемое обыкновенно за тайник.

Однако в некоторых церквах этот «тайник» расписан древними священными изображениями. Следовательно, некогда он был открыт и тайником служить не мог. О позднейшем закрытии надалтарья иконостасом с религиозно-эстетической точки зрения можно только пожалеть. Надалтарное углубление, составляющее особенность церковного построения, свойственную только ярославским церквам, полное таинственного полусумрака, с двумя-тремя мерцающими в нем тихим светом лампадами, производило на молящихся не меньшее впечатление, чем возвышенные амвоны и надамвонные сени ростовских храмов.

Расположение на одном межлопаточном простенке двух окон — редко встречающийся строительный прием.

Большой, подобный николо-мокринскому, поливно-изразцовый наличник алтарного окна, изразцовые же вставки в кирпичную кладку и вообще изразцовая уборка местного дела представляют другую особенность храма.

Ярославль славился изразцами, и недалеко от Златоустовской церкви уже в XVI веке существовали гончарные заводы. Интересны также открытые, с висячими арками галерейные крыльца, крытые двухскатными кровлями с обломами, и узорные, довольно красивого рисунка наглавные кресты.

Перейти к статье Храмовый комплекс в Коровниках

Перейти к статье Церкви Ярославля